Строев    Сергей     Всеволодович
                      Научные работы, политологические статьи, комментарии  С.В. Строева
                            
Публикации иных авторов 2005-2013 г.                                                                                                              Слава  России !      

                        События и оценки. Обновлено 5 марта 2013 года

Живой Журнал Сергея В. Строева


                                                                                              
                            А Н А Л И Т И К А

                                                  Вступление в тему Сергея В. Строева

                 

Автор публикации, размещенной ниже, - Президент Центра системного анализа и прогнозирования (Киев),  украинский политолог, аналитик, автор множества  статей по проблемам современной Украины, сторонник  вступления Украины в Таможеннный Союз вместе с Россией, Казахстаном и Белоруссией. Публикуемая ниже статья, пожалуй, самая радикальная в смысле пессимистического сценария развития событий в этом отношении. Но являющийся одним из немногих моих виртуальных друзей в социальной сети,  относящийся к "группе украинских политаналитиков", среди этих пока виртуальных друзей, Ростислав Ищенко мне очень импонирует не только своей дружественной ориентацией по отношению к России, что сквозит во всех его публикациях, но и смелостью поднимать чрезвычайно острый вопрос единства Украины как государства.

 Этот вопрос чрезвычайно важен и для нас в России, так как совсем рядом, на своей земле живут миллионы этнических русских  и "русско-украинских" граждан формально независимой Украины, утратившей почти полностью свою экономическую независимость после недавнего подписания с Евросоюзом согглашения о зоне свободной торговли. Это соглашение ничего не дает Украине, но налагает на нее очень много обязательств следовать в фарватере экономической политики Евросоюза и жить по правилам Евросоюза.  Дело в том,  что нисмотря на различия  политических режимов в России и на Украине ( последняя еще не прошла через этап "соревновательной олигархии", который у нас фактически завершился, ибо борьба российских кланов "под ковром" не есть "демократическая соревновательная олигархия", а  это  скорее представляет собой Византийщину в ее самых худших формах, погубивших некогда эту Империю....

Россия также недавно вступила в ВТО, от чего выиграет только узкая группа экспортеров сырья и металлов ( именно по этой же причине  подписала соглашение  о  вхождении в зону свободной торговли с ЕС и Украина). РФ, также как и Украина,  будет нести большие издержки от этого членства, к которому мы не готовы - ни мы, ни Украина ( вступившая туда раньше нас).  И,  если от резкого ухудшения жизни на наших границах полыхнет социально-политический пожар с элементами этнической гражданской войны, то надеяться на то, что он не перекинется через границу было бы слишком смело и оптимистично. Потому что ситуация, в ее динамике, во многом сходна и в России, и на  Украине. Стоит упасть ценам на энергоносители или "внезапно" ( такое организовывалось уже неоднократно) упадет спрос на них ( в силу многих причин) ныне "более богатая"  Россия окажется в такой же, если не в более ужасной ситуации, о которой, как о возможности, пишет Ростислав Ищенко. Украина не едина. Ни политически, ни даже этнически. Ибо юго-восток и запад Украины - это как будто две страны с разным населением, с разными политическими устремлениями, с диаметрально противоположными оценками недавнего прошлого - войны с гитлеровской Германией ( что находит свое отражение в усиливающейся популярности нацистской партии "Свобода"  в Галиции и прилегающих регионах), с разной верой - православной и греко-католической (униатской).  Не стоит забывать, какая жестокая война была между сербами и хорватами, которые говорят на одном языке ( восток и запад Украины говорит на разных языках),  но которых разделяют вопросы веры ( православие и католичество) и традиции многовекового проживания в разных империях - Османской и Австро-Венгерской.  Вместе они жить не смогли. И не хотели вместе....

Поэтому то, о чем пишет  Ростислав Ищенко, очень важно и очень тревожно. В России этническая ситуация еще сложнее, ибо  многие регионы Северного Кавказа де-факто уже живут своей обособленной жизнью, пользуясь при этом дотациями из Москвы. А на другом конце страны, где живут точно такие же люди, как и в Центральной России,  тлеют угли регионального сепаратизма, ввиду заброшенности этого дальнего региона со стороны Центра. Как только в бюджете не окажется денег, чтобы постоянно заливать эти тлеющие угли, они тут же вспыхнут и будут раздуваемы в пожар ветром из-за рубежа.  Поэтому автор этих строк  так много материалов на сайте намерен посвящать Украине - пишем и публикуем об Украине, но думаем о при этом о будущем России. У нас пока вроде бы наметилась тенденция к перемене курса ( чего на Украине пока нет) и это пока дает основания для очень осторожного оптимизма на обозримое будущее РФ.

                                                 

                                                                    РОСТИСЛАВ  ИЩЕНКО

                                                       Н А К А Н У Н Е

Сегодня украинская власть находится накануне принятия ключевого решения. Решение это ответит и на вопрос способно ли украинское государство сохраниться (хотя бы в условиях ограниченного суверенитета) или распад уже не просто весьма вероятен, но неизбежен.

Ответит оно и на вопрос насколько драматичным будет этот вероятный распад. Состоится ли он в результате открытого гражданского противостояния или частям страны удастся развестись мирным путём. Наконец, будет дан ответ на вопросы: кому целиком или частями отойдёт территория современного украинского государства и что будет с политической элитой Украины.

Все эти вопросы решаются в комплексе, а та или иная комбинация решений зависит от того, какие, конкретно, действия предпримет украинская власть или же, возможно, она предпочтёт и дальше бездействовать, ожидая у моря погоды.

Сегодня уже даже эксперты, зарекомендовавшие себя самыми отъявленными суверен-русофобами (или евроатлантистами, как они сами себя любят называть), признают, что решения, от которых зависит судьба не только лично Виктора Януковича и его близких, не только судьба режима и не только судьба всей, в том числе оппозиционной, политической элиты, но и судьба страны, могут быть приняты (или не приняты) только до конца мая. В крайнем случае, до конца июня текущего года. После этого срока, даже непринятие никаких решений, становится решением, которое уже нельзя отменить или переиграть и которое будет определять судьбу украинского государства, его политиков и его населения в ближайшей и среднесрочной перспективе.

Более того, по умолчанию все признают, что спасительным может быть только решение о вступлении в Таможенный союз (ТС). Просто часть экспертов считает, что лучше рискнуть гражданской войной, чем согласиться на вступление в ТС. Другие же резонно отмечают, что хуже гражданского конфликта и тотального разрушения инфраструктуры жизнеобеспечения населения не может быть ничего.

В принципе, впервые в истории независимой Украины большинство экспертов пришли к консенсусу по вопросу интеграции Украины в ЕС, придя к выводу, то не только полноценное членство, но даже куцее и окончательно уничтожающее экономику страны «Соглашение об ассоциации» Украине не светит. ЕС просто незачем подписывать любые документы, поскольку он требует от Украины значительно больших уступок, чем те, которые заложены в соглашение, ещё до подписания соглашения.

Казалось бы, в таких условиях, у украинской власти остался единственный вариант – немедленно начать процесс присоединения к ТС. На возможность принятия такого решения намекнул В. Янукович, заявивший, что в апреле будет встречаться с тремя президентами стран Таможенного союза для обсуждения проблемы сотрудничества с ним (ТС) Украины.

Это, однако, не окончательное решение и даже не обещание того, что окончательное решение будет принято в апреле. Это – лишь намёк на попытку поговорить–поторговаться, может быть более конструктивно, чем было раньше, но без чёткого отказа от формул вроде «3+1», которая по существу являлась формулой невступления Украины в Таможенный союз. Точно также, на самом высоком уровне украинская власть продолжает заявлять о курсе на вступление в ЕС, как о «цивилизационном выборе» и о конституционном запрете на присоединение к Таможенному союзу.

Всё это даёт нам возможность утверждать, что украинская власть, возможно качнулась в сторону Таможенного союза под давлением всё возрастающих «пожеланий» ЕС, сводящихся, в конечном итоге, к одному – требованию передать власть оппозиции, но окончательное решение не приняла. При этом, неизвестно, не покажутся ли В. Януковичу требования Таможенного союза, столь же «завышенными», как и требования ЕС.

В случае, если В. Янукович до конца мая-июня 2013 года всё же примет решение о вступлении в Таможенный союз, его ждёт острый внутриполитический кризис, связанный с ратификацией данного документа. Однако, этот кризис вполне преодолим. У действующей власти до конца 2013 года сохраняется достаточный силовой и политический ресурс, а также достаточная дипломатическая и электоральная поддержка, для того, чтобы раздавить своих оппонентов, вполне способных спровоцировать силовое противостояние не только в парламенте, но и на улице. Фактически, таким образом, в момент ратификации соглашения о вступлении в ТС и преодоления связанного с этим внутриполитического кризиса, В. Янукович расчищает себе пространство для победы на выборах в 2015 году. Возможность выдвижения и раскрутки альтернативного лидера на пророссийском поле будет практически сведена к нулю, а националистическое поле будет парализовано проигрышем в «кризисе ратификации».

Однако, В. Янукович может попытаться тянуть время, неоправданно считая, что у него в запасе есть не только 2013 год, но и год 2014. И соответственно, продолжать торговаться на обоих направлениях: российском и европейском, параллельно выжидая выгодной для него смены внешнеполитической конфигурации. В этом случае, надо ожидать, что дипломатическая изоляция Украины и давление на неё с обоих (европейского и российского) направлений резко усилятся, а ставка основными игроками будет окончательно перенесена на время «после Януковича». То есть, Европейский союз попытается ускорить коллапс режима, поскольку единственными претендентами на власть «после Януковича» сегодня являются Яценюк-Кличко-Тягныбок, из которых двое первых – союзники ЕС, а последний уж точно враг России (что для ЕС, хоть и не лучший, но приемлемый вариант). В свою очередь, Россия будет не заинтересована в форсировании событий. Её устроила бы агония режима вплоть до 2015 года, что дало бы время для организации хоть какой-то общеукраинской пророссийской политической силы, способной прийти на смену партии регионов и, если не сохранить власть, то составить (на пару с коммунистами) достойную оппозицию.

Всё это не отменяет сугубой осторожности всех без исключения игроков во вмешательстве во внутриукраинскую ситуацию. Скорее всего, и Россия, и ЕС (в случае невступления Украины в ТС) постараются ограничиться минимально необходимой поддержкой своих союзников, но предоставят событиям идти своей чередой, возможно, лишь чуть-чуть их стимулируя.

Для В. Януковича и партии регионов это будет означать крах режима в промежутке между началом 2014 года и серединой 2015 года, потерю всех активов, для некоторых – бегство за рубеж, для большинства – тюремный срок, а то и гибель на родине.

Для всей остальной политической элиты это будет означать вступление в период не просто нестабильности, но открытой политической войны всех против всех (с устранением В. Януковича, как политического игрока исчезает и стимул к объединению оппозиции, с этого момента – каждый за себя). При этом, необходимо учитывать, что, с точки зрения внешнеполитического позиционирования ситуация для Украины не улучшится. С точки зрения ресурсной базы режима – даже ухудшится, поскольку она (база) сокращается каждый день. Кредит доверия к политикам сократится, социальные ожидания (в том числе немедленного повышения уровня жизни) увеличатся, а время ожидания начнёт стремиться к нулю. В то же время, националистические политики, в отличие от В. Януковича, не будут иметь даже гипотетической возможности решить проблемы путём вступления в Таможенный союз. Это значит, что власть сможет удерживаться только путём прямого подавления. Однако поскольку легитимность самой власти в глазах населения (как минимум, большей его части), так и силовой ресурс будут ограничены, с тенденцией к катастрофически быстрому сокращению.

Всё это стимулирует потенциальные националистические властные группировки к острому внутривидовому противостоянию, отягчённому необходимостью силового подавления пророссийского юго-востока. Быстрое скатывание в горячую фазу гражданской войны и распад государства становятся неизбежными.

В дальнейшем всё зависит от намерений и быстроты реакции России. В случае, если целью будет обозначено сохранение западной границы СССР, то начало гражданского конфликта на Украине – достаточный предлог для моментальной интервенции. Нейтралитет ЕС, а значит и НАТО, достигается необходимостью обеспечить бесперебойную работу трубопроводов, по которым Европа получает российский газ. Сегодня его заменить нечем, а значит, эвентуальная угроза поставкам обеспечит согласие ЕС на любой вариант, если он будет реализован быстро (одна-две недели). Сама скорость установления контроля над территорией позволит ЕС «умыть руки».

В случае, если Россия не готова возвращать контроль над Западной Украиной (Центр всё равно придётся занимать, хотя бы с военно-стратегической точки зрения), либо, если Россия сочтёт необходимым хотя бы формально разделить ответственность за Украину с ЕС, неизбежным становится раздел страны. Тогда необходимо будет решить, кто и на каких условиях участвует в разделе (потенциальными претендентами на часть западных территорий УССР являются Польша, Словакия, Венгрия, Румыния, но это не значит, что необходимо удовлетворять всех). Также возникнет вопрос о прохождении восточной границы собственно «Западной Украины», будет ли восстановлена граница «Рижского мира» (по Збручу), либо граница Российской империи (исключавшая только Галичину, Буковину и Закарпатье). Наконец будет ли вопрос упразднения украинского государства и его раздела решаться путём организации подобия референдума или это будет просто оформлено международным соглашением государств-миротворцев.

Как видим, тактических вопросов много. Стратегический же один – примет В. Янукович до конца мая-июня 2013 года решение о вступлении в ТС или Украина, с её политической элитой, исчезнет в течение двух-трёх лет?

                    Источник:   http://www.regional-studies.ru/en/node/3443
                                                   
                                                                         
                  
                       
       P.S.
       Я никогда не был сторонником поглощения современной Российской Федерацией, аншлюса  всей   Украины, или хотя бы ее юго-восточных   регионов. Моя самая первая публикация на этом сайте была посвящена этой теме, хотя поводом был митинг протеста против "третьего тура президентских выборов" в декабре 2004 года. ( Я тогда назвал её "Непроизнесенная речь у посольства Украины").  Прошло почти десять лет и я не поменял своей позиции. Потому , что Росссия НЕ ИЗМЕНИЛАСЬ К ЛУЧШЕМУ. Благое желание реинтеграции  недостойна того, чтобы обернуться лишь укрупнением российской плутократии, чтобы обманув граждан Украины, подсунуть им российскую плутократию вместо доморощенной украинской плутократии ( примечательно, что она в основном русскоговорящая, но это не делает ее менее яростной противницей любых форм интеграциии с Россией - ведь речь идет о БОЛЬШИХ ДЕНЬГАХ!).

Но статья Ростилава Ищенко убедила меня в том, что может сложиться такая ситуация, которая вынудит Россию реагировать чисто "реактивно". Причем в невыгодных ей формах, но ситуация может не давать ей другого выхода, кроме как "плохой" или "очень плохой". Или ужасный. Как специалист по международным отношениям, я хорошо знаю, что подобные ситуации отнюдь не уникальны. Помню время острого кризиса в Южной Азии, когда Армия Западного Пакистана не смогла смириться с победой на выборах в общий с Восточным Пакистаном парламент и фактически аннулировала эти выборы. Восточный Пакистан, взбунтовался, хотя был слабо вооружен. И тогда западнопакистанские солдаты стали убивать граждан общей страны ( но не общих этнически). ДЕСЯТКИ миллионов беженцев хлынули в соседний штат Индии с бенгальским населением, но не мусульманским , а индуистским. Бежали от зверств западнопкистанской Армии. Индия была вынуждена поддержать Восточный Пакистан, а потом и просто воевать с Западным Пакистаном. После чего американцы приплыли в район боевых действий в составе своего Седьмого флота ( естественно, для поддержки своего союзника с начала 50-х годов - Западного Пакистана ( ибо общей страной де-факто правили именно "западники" ). СССР после этого тоже направил туда свой флот. Естественно, в поддержку Индии, с которой в 1971 году был перед этим заключен Договор о дружбе.

  Ситуация была не столь напряженной как во время карибского кризиса, но противостояние двух ядерных флотов могло кончиться очень трагично. Тогда удалось убедить американцев не вмешиваться в дела некогда единой Индии, разделенной в 1947 году на два государства ( мусульманское и индуистское) , одно из которых (Пакистан)  в 1971 году тоже разделился на два  мусульманских государства с разными этносами - бенгальцами в восточной части Пакистана, образовавших независмое  государство бангладеш ( Страна  Бенгалия) и с четырьмя этносами в западной части, сохранивших старое название Пакистан ( Страна чистых прововерных).  Кстати, если США сочтут нужным, то в обозримом будущем из этих четырех этносов бывшего союзника - Западного Пакистана, возможно, будет "выкроено" ТРИ государства ( Зона пуштунских племен на границе с Афганистаном. Она  всегда была полунезависима. И примыкающий к Индийскому океану Белуджистан. С какой целью С благородной целью  не позволить Пакистану, нуждающемуся в газе,  дотянуть нефтегазовые трубы от Ирана через территорию Пакистана до КИТАЯ. Отделяемые подконтрольные США новые "паистанские государства"  перережут маршрут этого газопровода.   Так что ВСЁ ВОЗМОЖНО. Особеннно, если в Большую Игру вступают очень неслабые игроки. Не обязательно неслабые на глобальном уровне. В случае с Восточным Пакистаном оказалось достаточны быть очень сильным региональным игроком, которым в то время уже была Индия..

События на Украине требуют очень серьезного мониторинга и заранее отработанных планов действий России в случае реализации какого-то из нескольких прогнозируемых сценариев развития событий.

Сергей В. Строев. 5 марта 2013 года.

                                                    Назад на Главную страницу

                                                           

                                          Боже, храни Россию !  
                                                                                                                 
     
  

 
Hosted by uCoz