Строев    Сергей     Всеволодович
                      Научные работы, политологические статьи, комментарии  С.В. Строева
                            
Публикации иных авторов 2005-2013 г.                                                                                                               Слава  России !       

                  События и оценки.    Обновлено  1 декабря 2015 года

Живой Журнал Сергея В. Строева


                                           
  Вниманию читателя ! Рекламный блок хостинга UCOZ убирается только кликом по малозаметной
  вертикальной серой полоске слева от блока. Кликнув по "крестику" внутри блока Вы блок не уберете.
                                                  

          В О Е Н Н Ы Е   В О П Р О СЫ         



Ростислав Ищенко. Со введением Сергея В. Строева

 Е С Л И   З А В Т Р А  В О Й Н А  ?

Ростислав Ищенко опубликовал страшный сценарий возможного развития событий в связке Россия,Украина, Сирия, Турция, ИГИЛ, США. Более страшный сценарий - только апокалипсис ядерной войны. Но и без нее перспективы очень плохие.

Однако, сначала об авторе публикации. До эмиграции из пост-майданной Украины в Россию, прогнозы Ищенко по Украине, несмотря на их крайнюю пессимистичность в отношении будущего этой бывшей части СССР, все таки сбылись почти в полностью. На этом сайте есть его статья, написанная за несколько месяцев до Майдана 2013-2014 годов, в которой Ищенко очень четко расписал все последствия политики президента Януковича по отношению к Евроассоциации и к Таможеннлому союзу. Через год после написания статьи все сбылось. Прочесть этот прогноз-статью  "НАКАНУНЕ" можно по этой ссылке.

Однако после вынужденной эмиграции в Россию, точность прогнозов Ищенко  упала. Видимо, это было связано с рядом факторов, среди которых основными, скорее всего, было два: 1) Ищенко, как киевский политаналитик, был "на своем месте" в Киеве, но политика в Донбассе была иной и ему не хватало объективной информации для точных прогнозов. 2) Как политэмигрант Ищенко стал невольно как-то зависеть от "заказчиков" на его прогнозы, а прогнозы могут нести и элемент пропаганды, снижая их ценость как именно аналитических материалов.

Возможно, Ищенко , как любой человек, все таки поддавался эмоциям и в его "московских прогнозах" по войне в Донбассе был нередко неоправданный оптимизм, вера в нашу победу, чем страдали и мы все, включая автора этих строк.

Пишу я это для того, чтобы читатель знал, что Ищенко хотя и сильный аналитик, но он может также и ошибаться в прогнозах, не связанных с киевской политикой.

Однако давайте перейдем к самому прогнозу. Или,точнее, к одному из возможных сценариев.  Новый прогноз-сценарий от Ищенко о том, как могут развиваться события вокруг Сирии, Турции и Украины в связи с резко обострившейся обстановкой на границе Сирии и Турции и в связи с фактически начавшимся развертыванием войск турецкой армии на сирийской границе в наступательную группировку для возможного вторжения в Сирию и ликвидации российских баз. Отправная точка прогноза - США хочет втянуть Россию в затяжную войну  на нескольких фронтах одновременно, включая Сирию, Турцию и Украину.

Представляется, что эта точка определена правильно. Война с Грузией 2008 года, возможно, была своеобразной "разведкой боем". Но она показала американцам, что Россия, которая потерпела поражение от чеченских иррегулярных отрядов в первую чеченскую компанию, через 12 лет за пять дней разгромила армию пусть и небольшого, но всё же государства в несколько раз крупнее Чечни, обладавшего регулярной армией, оснащенной и обученной американцами. Ещё через пять лет ставки были повышены американцами. В качестве противника России, в результате государственного переворота, была выставлена Украина с её ресурсами и мобрезервами в 10 раз превышающими возможности Грузии.
Это был достаточно рискованный шаг США, ибо с 23 февраля по начало мая Украина не имела легитимной власти, её армия была небоеспособна, полностью отпал от Украины ее южный флаг - Крым, началось народной восстание в Донбассе, на грани восстания были Харьков и Одесса, антикиевские настроения были в Днепропетровске, Днепродзержинске, Николаеве и в ряде других городов левобережья.
Но американцы, имеющие свою агентуру влияния во власти и просто обширную агентуру в России, почти правильно рассчитали реакцию Москвы на угрозы со стороны враждебного ей украинского государства: Москва не решилась взять под свой контроль украинское государство, а ограничилось полумерами - достаточно запоздалой  военно-технической поддержкой в самый последний момент восстания на грани его военного поражения  и только в Донбассе. ( Почти как в случае Сирии - три года гражданской войны в Сирии прошли без участия там российских военных, поддержка правительства Башира Асада была только на дипломатическом уровне в ООН и этой осенью "вдруг" началась неожиданная поддержка легитимного сирийского правительства ударной авиацией РФ  по причине явно ожидавшегося там поражения союзных с РФ сил и прихода к власти открытых врагов РФ. )

"Почти правильно" американцы просчитали возможную реакцию Москвы на события на Украине, потому, что до визита швейцарского президента -"Бухгалтера", окончательного решения в Москве , видимо, не было и ввод войск до мая 2014 года все же не был исключен. Что с одной стороны могло бы втянуть Россию надолго в украинские безнадежные дела, а с другой стороны, регулярная  армия Украины, не стала бы сопротивляться России, а скорее бы предпочла, в своем большинстве, перейти на сторону РФ, как то и произошло с украинскими солдатами и офицерами в Крыму. Как минимум, половина украинских олигархов смогла бы договориться с московскими олигархическими элитами и США в этом случае Украину бы просто потеряли. Воевать вместо украинцев никто бы не стал - ни американцы, ни, тем более, натовские европейцы.

 Сопротивление пророссийским силам и новым органам власти со стороны националистических украинских элементов было бы длительным, но вялым и невысоким по интенсивности. По старой доброй украинской традиции, многие украинские националисты притворно записались бы в "друзей Москвы" и даже вступили бы в партию "Единая Россия". Как в Керчи, все отделение Партии регионов, с его главой, паном Осадчим, срывавшим российский флаг на митинге в городе 23 февраля, после вхождения Крыма в состав России в полном составе "преобразовало" себя в отделение партии "Единая Россия. Таков украинский политикум.  Националисты-подпольщики, также по доброй украинской традиции предавались бы новым властям другими подпольщиками. Сопротивления "всей Украины", чем пугали московские власти московские либералы, не состоялось бы.

Но Москвой в это переломный момент был выбран сценарий полумер, приведший в итоге к бойне гражданского населения и народного ополчения в Донбассе, а затем к замораживанию конфликта - к  зыбкому "минскому перемирию".

Иными словами, Россия ничего, кроме возвращения Крыма, что было чрезвычайно важно в военном отношении на перспективу, не получила от такой политики полумер. Но при этом ничего, на первом этапе "новой украинской государственности" особо и не потеряла. Да, сегодня Россия граничит с украинским государством, отрыто враждебным по отношению к РФ. ( Я, кстати, десять лет назад писал, что при продолжении невнятной, чисто газовой бизнес-политики на Украине, мы , рано или поздно, получим на своих границах "новую Польшу". Но я ошибался в своих прогнозах - новая Украина ХУЖЕ Польши). Однако, это враждебное по отношению к России украинское государство продолжает быстро деградировать и в экономическом, и в социально-политическом отношении, фактически распадаясь на зоны влияния тех или иных группировок и просто вооруженных банд, которые фактически не подчиняются киевскому правительству. Казалось бы, такой противник нам не страшен. Хотя в "сомализации" Украины ничего доброго для России тоже нет.

Но тут возникает "неожиданно" сирийский сюжет. Вне всяких сомнений, ввод российского контингента планировался заранее и он был обусловлен некими причинами, о которых мы просто не знаем, но они были явно очень серьезными. Всякий вздор о том, что Путину для его пиара нужна была "маленькая победоносная войны", мы тут отметаем.

Этот "сюжет" развивался поначалу, казалось бы , вполне благоприятно. До тех пор пока не стало ясно, что без разгрома нефтяной финансовой базы для антиасадовских группировок и без плотного перекрытия границы с Турцией нас ждет второй Афганистан, куда стекались через открытую границу с Пакистаном и оружие, и боевики со всех стран, враждебных СССР, и война там длилась более 15 лет. У современной России ни материальных, ни людских, ни социальных или морально-политических резервов для того, чтобы вести такую затяжную войну в Сирии нет. И не предвидется, кроме постепенного перевооружения армии и ВКС.

В итоге, через два месяца воздушных налетов, было принято правильное решение "отрубить змее голову" - начались сильные бомбардировки нелегальных нефтяных караванов в Турцию и обработка авиацией приграничных с Турцией туркоманских ( этнически турецких ) районов, ставших де-факто турецким плацдармом против Сирии и базой подготовки нового пополнения джихадистов.

 И вот тут произошло то, чего Путин явно никак не ожидал. Турция, наш близкий бизнес-партнер на протяжении более двух десятков лет, "вдруг" заняла непримиримую позицию по части неприкосновенности нефтяного нелегального транзита через Турцию и фактической экстерриториальности приграничных с Турцией районов. Оказалось, что не во всех странах лишь бизнес-интересы правящих элит полностью определяют внешнюю политику государства. Есть также и другие мотивы. Хотя от бомбардировок нелегального нефтяного транзита очень пострадали и бизнес-интересы людей близких к Эрдогану. Был ли этот фактор определяющим - трудно сказать. Скорее всего бизнес-интересы тесно  переплелись с пантюркистскими, неоосманскими планами окрепшей Турции, которые она проводит уже давно в регионе и за его пределами. И даже на территории Татарстана и Поволжья, готовя там нам "новых туркоманов", под видом гуманитарного и культурного сотрудничества с условно этнически близким населением.

Для того, чтобы обозначить серьезность своих намерения отстаивать такую непримиримую позицию, Турция фактически создает "сasus belli" - "без объявления войны" неожиданно сбивает российский военный самолет и начинает концентрировать свои войска, включая танковые, на границе с Сирией. Недалеко от российской авиационной базы и вблизи российских кораблей появляются турецкие подводные лодки. Турецкие военно-воздушные базы с сотней, как минимум, современных самолетов также находятся на небольшом подлетном времени от российской базы и от российских кораблей. Российская авиагруппа в Сирии значительнот уступает турецким ВВС в случае "неожиданного налёта".
 
Иными словами, начинается фактическое развертывание турецких вооруженных сил против Сирии и против российского контингента в Сирии. В случае войны проливы блокируются турками и усиливать российскую группировку морским путем становится почти невозможно, так как морской переход из Балтики длится две недели и он пригоден только для усиления корабельной группы, но не для регулярного снабжения российской группировки. Фактически российские базы в Сирии оказываются отрезанными от тыла и по суше , и по морю.. Авиацией можно только эвакуировать наших солдат. С последующим геноцидом алавитов и созданием на территории Сирии джихадистского государства, идеология которого - непрерывная экспансия, в том числе и на близкий Северный Кавказ через территорию дружественной джихадистам Турции. Это одно из направлений.

Но и это еще не всё. Украинское государство, которому Москва дала летом 2014 года, после разгрома его донецкой группировки, возможность выжить в условиях "минских соглашений", это государство сегодня готово открыть второй фронт против России, совместно с сильным и готовым воевать ( в отличии от западноевропеейцев) союзником и соседом по Черному морю - с Турцией. И это очень сильно меняет ситуацию. Возвращает нас в 18-й век с русско-турецкими войнами и военного союза части украинства с иноземцами против России.

Я с начала лета 2014 года неоднократно писал о том. что "никогда нельзя воевать наполовину". Что, кстати, и имело место в Афганистане и предопределило исход войны без поражения, но и без победы, в отличии от Чехословакии 1968 года, когда ввод тула не "ограниченного контингента" в 100 тыс. личного состава , а ввод сразу полумилионной группировки с танками, удержал от военных действий против СССР как прозападных чехословацких элементов, так и войска НАТО, Бундесвера. Однако, это была последняя военная акция, даже в СССР, которая не проводилась с оглядкой на "наших западных партнеров" и "политику разрядки".

Половинчатость, неопределенность политической и военной линии привели к тому, что мы имеем сегодня в Сирии и на границах с Украиной. Мы имем  Турцию, как сильного военного противника. Только ее флот в 10 раз больше Черноморского флота, который только начал обновляться. Сухопутные силы у турок самые многочисленные в регионе. И мы имеем на своих границах увеличившуюся в десять раз за полтора года украинскую армию, получившую боевой опыт и почти легитимного верховного главнокомандующего - президента, для которого война просто необходима для его политического, а возможно, и физического выживания. В Турции у Эрдогана политическое положение внутри страны также не очень устойчивое, но война с внешним противником также может укрепить его пошатнувшуюся власть, ибо она сплачивает нацию.

Конечно, "взять Крым" турки не смогут даже совместно с украинцами. Но вышибить нас из Сирии, из нескольких небольших анклавов, изолированных от России, они вполне могут, если только Россия не решится обороняться там против наступающей турецкой группировки  тактическим ядерным оружием.

Этой ядерной обороне есть только одна неядерная альтернатива - военная коалиция с Ираном, который также не желает победы джихадистско-турецкого альянса в Сирии. Снабжение российской группировки может осуществляться по маршруту Каспийское море- Иран- Северный Ирак и Северная Сирия. Конечно, это гораздо более длинный и затратный маршрут в сравнении с морским путем через проливы, но в отличии от морского пути из Балтики он вполне реален.

Для его реализации нужны также договоренности и с Ираком, а фактически с иракскими курдами, которые в последнее время достаточно тесно контактируют с американцами, позиция которых в отношении Турции стала достаточно мутной, ибо поддержка сирийских курдов никак не сочетается с поддержкой Турции.

Последнее не исключает подхода США к Турции, как к "расходному материалу, как к боеприпасу, который важен, но только для войны чужими руками против России, а не для того, чтобы хранить этот боеприпас неприкосновенным. Нам от такого подхода не легче за исключением чрезвычайно важного следствия - ядерный конфликт Росии с США при таком мутном раскладе исключен.

Как мне кажется, Америке не нужно полное поражение России. Ей нужна смена действующей власти в России на откровенно марионеточную власть по подобию украинской власти, с тем чтобы использовать такую подконтрольную Россию в будущей борьбе США с Китаем. Поэтому американцы и НАТО, в случае вторжения Турции в Сирию, воевать своими войсками за Турцию не будут.

Они могут сослаться на то, что НАТО -это формально оборонительный альянс и необходимость оборонять Турцию в случае ее вторжения в Сирию  не подпадает под действие статьи пятой Договора НАТО. Но они будут всячески помогать ей военно-техническими средствами, космической разведкой и т.п. с тем чтобы обескровить в Сирии российские вооруженные силы и создать очаг внутренней смуты внутри России, очаг недовольства против неудачной войны в Сирии.

Нас ждут очень тяжелые времена. Если войны с Турцией не будет, если американцы удержат турок от опасной для всех И для нас , и для США,  авантюры, то все равно мы будем вынуждены балансировать " на грани войны" неопределенно долго. С понятными последствиями для экономики России.

*    *   *    *    *
Ростислав Ищенко пишет :

Когда в далеком детстве я служил срочную службу в РВСН СССР, на предшественнике «Тополей» и «Ярсов» передвижном ракетном комплексе средней дальности РСД-10 «Пионер» (SS-20, по классификации НАТО), у нас было три вида боевой готовности:

  • «постоянная», когда дежурные расчеты находятся в казармах, в двадцатиминутной готовности к выходу в полевой район;

  • «военная опасность», когда дежурные расчеты находятся на стационарной позиции, непосредственно в технике, в немедленной готовности к выходу в полевой район;

  • «полная», когда полк скрытно разворачивался в полевом районе, что увеличивало его шансы уцелеть после первого удара противника.

При этом, запустить свои ракеты полк успевал в любом случае, поскольку установки стартовых дивизионов (независимо от места расположения и уровня боевой готовности) находились в постоянной готовности к пуску, который по нормативам осуществлялся в течение 2-х минут (подлетное время «Першингов» и «Томагавков» составляло 5-6 минут), а в реальности подготовленным расчетам хватало и 40 секунд.

То есть, повышение уровня боевой готовности производилось не для того, чтобы успеть ответить (успевали в любом случае), а чтобы повысить шансы собственных подразделений уцелеть, заранее развернув их в боевые порядки. Напомню, одной из основных причин (хоть и не единственной) советских поражений лета 1941 года было то, что враг упредил советское командование с оперативным развертыванием. Результат – проигранные приграничные сражения, потеря тысяч единиц техники (не уступавшей германской по качеству и превосходившей по количеству), а также практически всего кадрового состава РККА и отступление на тысячи километров вглубь территории.

Армия и страна должны быть готовы к войне даже в тот момент, когда вроде бы и воевать не с кем. Тем более, необходимо быть готовыми, когда гибридная война с геополитическим противником идет не один год и в любой момент может вспыхнуть горячий конфликт сразу с несколькими соседями, которых заботливо подталкивает к войне с нами тот самый геополитический противник.

Мне уже доводилось писать, что все конфликты, в которых сегодня, в той или иной форме, участвует Россия взаимосвязаны. До сих пор фронты интенсифицировались по-очереди: Грузия, Сирия, Украина, опять Сирия. Но сейчас мы подошли к ситуации коренного перелома.

Турция, сбив российский бомбардировщик в небе Сирии оказалась в стратегической ловушке. Если она принимает сложившееся положение вещей, с закрытым для нее сирийским небом и закрывающейся границей, то режим Эрдогана проигрывает начатую им десятилетие назад геополитическую игру. Анкара, претендовавшая на первую роль на Ближнем Востоке и едва ли не на воссоздание (в новом формате Османской империи) теряет даже статус региональной державы.

При этом надо понимать, что у Эрдогана крайне сложная внутриполитическая ситуация. Его, мягко говоря, не любит значительная часть турецкой элиты. Насколько проведенные им чистки в армии обезопасили его от традиционных турецких неожиданностей с военными тоже не ясно. Во всяком случае, военным не нужен слабый (проигравший) лидер. Между тем проигравших политическую борьбу политиков в Турции вешали еще в семидесятые годы. И куда менее запачканных кровью, чем Эрдоган.

Концентрация турецких войск на сирийской границе (пусть и под благовидным предлогом борьбы с ИГИЛ по просьбе США), в условиях конфронтации с Россией, создает условия для внезапной эскалации (которая может быть даже случайной, а может маскироваться под случайную). Во всяком случае, для Эрдогана сейчас война – выход более предпочтительный, чем отступление под российским давлением. Это даже без учета курдского фактора, являющегося для Турции дополнительным раздражителем.

В войне он может рассчитывать на скрытую (и не очень) поддержку США, Саудовской Аравии и Катара. Война дает ему возможность не маскировать союз с ИГИЛ. Он может попытаться стимулировать разморозку конфликта в Нагорном Карабахе и в принципе сыграть на дестабилизацию Кавказа.

Конечно, война стимулирует и консолидацию российско-сирийско-иранского союза и, возможно, даже формализацию отношений с курдами. Но, с другой стороны, она потребует определенности и от НАТО. Да, Греция всю жизнь мечтала воевать с Турцией, а не с Россией. Да, на Балканах в принципе сильны пророссийские настроения и, с учетом всего этого НАТО не может выступить на стороне Турции. Но и промолчать, в случае военного конфликта члена НАТО с Россией, против которой блок всегда был направлен, НАТО не сможет (тогда Альянс потеряет смысл существования). Компромиссным вариантом могут быть попытки миротворчества от имени ЕС и НАТО, под угрозой усиления санкций и даже оказания Турции военно-технической помощи (без вступления в прямые военные действия на ее стороне).

Запад (США и ЕС) получат идеальную возможность в ходе посредничества при переговорах отыграть на Ближнем Востоке позиции, утраченные за время бесплодных попыток убрать Асада военным путем.

Понятно, что если на Кавказе политики достаточно осторожны и в открытый конфликт с Россией из-за Турции поостерегутся ввязываться даже под гарантии США (там хорошо знают цену этим гарантиям), то у украинских руководителей ситуация еще хуже, чем у Эрдогана. Минский процесс уже привел к изоляции Украины со стороны ведущих стран ЕС, к потере ею финансовой поддержки Запада, без которой страна не может прожить и года. Примороженный конфликт в Донбассе на фоне полного развала экономики и обнищания широких масс сделал Порошенко, правительство Яценюка и даже Раду, состоящую на треть из «героев майдана» и «героев АТО» ненавистными не только для нацистских боевиков (всегда считавших, что свержение Януковича – лишь первый этап их нацистской революции), но и для либерально-евроинтеграционной массы «креативных» хомячков майдана, уже готовых слиться в экстазе с нацистами в мятеже против Порошенко, как они совсем недавно сливались с ними в мятеже против Януковича.

Конечно, такой мятеж добьет Украину. Но Порошенко-Яценюку от этого не легче, поскольку в первую очередь он добьет их. Единственный способ отодвинуть опасность мятежа – интенсифицировать боевые действия в Донбассе. Фактически разорвать минское перемирие и начать новую войну.

До сих пор Киев сдерживала только опасность моментального военного поражения, при полном равнодушии Запада (Париж и Берлин совершенно явственно выступали против нарушения Минских соглашений). Но, если вступить в конфликт одновременно с Турцией, в качестве военного союзника Эрдогана, то можно рассчитывать, что растянутые на все фронты российские силы добьют Украину недостаточно быстро. Тем более, что Россия может далеко не сразу перевести гражданскую войну на Украине в формат межгосударственного конфликта, а ополчение Донбасса на глубокий прорыв к Киеву не способно из-за достаточной численности. Киев может рассчитывать стать, наряду с Турцией, объектом евро-американского миротворчества. В конце концов, о планах Москвы в Анкаре и в Киеве могут только догадываться, а вот в том, что проигрывающий вместе с ними Вашингтон благословит любую провокацию против России они уверенны и попытаются использовать данный фактор в своих интересах.

В ходе нового этапа войны в Донбассе Порошенко попытается утилизировать еще часть нацистских формирований и максимально ослабить остальные. Затем, в ходе западного миротворчества обменять часть территорий (пусть даже не две, а три или пять областей), на мир, гарантированный НАТО. Это его давняя мечта. Причем НАТОвские миротворцы уже нужны ему и будут нужны не для нападения на утраченные территории (НАТО не будет из-за него воевать с Россией), а для охраны власти от украинских нацистов, для разоружения их бандформирований и стабилизации режима.

В связи с этим одновременное или близкое по времени выступление Турции и Украины в виде ряда нарастающих провокаций, быстро переходящих в открытые боевые действия, не просто весьма вероятно, а является едва ли не единственным способом политического выживания режимов и физического выживания их лидеров.

Заметим, что для России активизация Украины будет означать угрозу тыловым коммуникациям, обеспечивающим не только связь с контингентом в Сирии, но и развертывание против Турции (в том числе и с целью защиты Кавказа). Серьезные силы, в том числе силы флота окажутся связанными охраной Крыма и обеспечением коммуникаций с Приднестровьем, на случай, если Киев решит активизироваться и на этом направлении (чтобы втянуть в конфликт Молдавию, а через нее и Румынию – еще одну страну НАТО).

Отсюда следствие – необходимо быть готовыми к новой войне в Донбассе, которая будет происходить в условиях открытия второго фронта Турцией или, по крайней мере, наличия постоянной угрозы от развернутых на границе с Сирией турецких группировок.

Ну а война, тем более война с несколькими противниками, в сложнейших геополитических условиях, требует безусловного единоначалия. До сих пор, единоначалие в Донбассе обеспечивалась тем, что разные российские ведомства, курировавшие происходящие там процессы, через своих руководителей замыкались на президента. Путин получал доклады по линии политической вертикали, вертикали безопасности, вертикали разведки, армейской вертикали, вертикали МЧС, а также от МИД и т.д. и, при необходимости, координировал их действия.

Переход российского участия в сирийском кризисе из политической в военную фазу, безусловно, потребовал дополнительного внимания президента, но, все же, операция в Сирии проводилась в формате Минобороны и Генштаба, то есть не выходила за рамки обычной координации.

Если эти два конфликта перейдут в фазу открытой войны с участием России (пока что это формально гражданские конфликты), да еще с опасностью вовлечения новых государств (как на одной, так и на другой стороне), а также с резким усилением военно-политической и дипломатической активности Запада, от президента потребуется новый уровень координации. Он будет слишком полно задействован в оперативную геополитическую игру, чтобы оперативно решать вопросы координации действий различных ведомств на узких участках. В том же Донбассе и в той же Сирии (где резко возрастет число задействованных российских ведомств, а сама операция потеряет преимущественно военный характер, за счет резкого усиления ее политико-дипломатической составляющей).

В этих условиях возникает необходимость создания промежуточного уровня координации. Когда в Донбассе, Сирии (а также в любом другом месте, где возникнет новый кризис с российским участием) координация действий разных ведомств понизится на один уровень (от президентского). Если приводить пример, то это что-то вроде представителей Ставки на фронтах Великой Отечественной. Они координировали действия нескольких фронтов, задействованных в зачатую параллельно идущих операциях, а уже их действия координировались Верховным Главнокомандующим.

Разница лишь в том, что сейчас главные усилия сосредоточены на политических фронтах. Война-то гибридная, с главным противником мы до сих пор «партнеры». Следовательно и координация важна в первую очередь политическая.

В частности, понятно, что если Украина и Турция выступят одновременно или почти одновременно, то наша главная задача будет заключаться в ликвидации эвентуальной угрозы глубокому тылу со стороны Украины. Учитывая же опасность небескорыстного западного миротворчества, ликвидировать украинскую опасность в военном отношении необходимо в считанные дни, максимум недели. Грубо говоря, не так уж важно какие опознавательные знаки будут на солдатах, вошедших во Львов (даже, если этих знаков вообще не будет – что с ополченцев возьмешь). Главное, чтобы они туда вошли.

А вот процесс политического урегулирования (после военной фазы) будет долгим и растянется (как я об этом писал еще в 2014) не на один год. Достаточно посмотреть с каким трудом за два года удалось привести Донбасс в состояние хотя бы приближенное к нормальному. А тут речь пойдет обо всей Украине, к тому же набитой бандитами и оружием под завязку и с далеко не дружественным населением, компактно проживающим на значительных территориях.

Причем сейчас поздно спорить нужна нам Галиция или не нужна – нам надо обезопасить тыл сирийской операции от украинской власти, которой война нужна как воздух (в условиях, когда крайне высока опасность выступления Турции). А сидя на любом клочке оставшейся украинской территории нынешняя власть будет претендовать на право представлять всю Украину (даже на Крым).

Вооруженные силы могут только быстро разгромить армию. Далее, не предвосхищая результаты окончательного политического урегулирования, необходимо создавать администрацию (можно в виде нескольких, связанных в слабую конфедерацию народных республик, можно в виде единого центрального временного правительства, можно в виде нескольких, не связанных друг с другом региональных администраций). Не желательно иметь там только оккупационную российскую администрацию, поскольку венские и женевские конвенции предписывают, что ответственность за население оккупированной территории несет оккупирующее государство, а это такая прорва, что проще воевать сразу с Турцией, Саудовской Аравией и половиной Европы, чем содержать одну Украину.

Тем не менее, поскольку только самые наивные из бывших украинских руководителей предполагают, что Россия освободит Украину, чтобы они могли как раньше ею управлять, на деле же украинские элиты продемонстрировали полную неспособность к самостоятельной работе, контроль над территорией необходимо сохранить независимо от формально легализованной там системы управления. Поскольку есть опыт Донбасса (управление посредством местных представителей, из которых не спеша, методом проб и ошибок, формируется новая лояльная, адекватная задачам и способная реагировать на быстро меняющуюся обстановку элита), проще всего перенести его на всю Украину.

Резкое разрастание геополитических задач требует неформальной политической централизации управления подконтрольными территориями. Приближенно, они должны управляться по формату федерального округа. И отрабатывать эту схему стоит уже сейчас на опыте двух республик, поскольку завтра политические штабы придется разворачивать уже с колес, в неотработанной структуре и в необеспеченном необходимыми ресурсами формате.

Поскольку же украинский кризис далеко не последний, где после военного урегулирования придется применять неформальные схемы политического контроля, отработка на нем «пилотного проекта» может значительно облегчить жизнь в дальнейшем. В конце концов, сработанному штабу армии или фронта все равно Берлин брать или Харбин – ему надо только выделить войска и нарезать задачи.

Ростислав Ищенко, обозреватель МИА «Россия сегодня»


 Назад на Главную страницу
                                                            

     

  
 
Hosted by uCoz