Игорь Михеев. Русские и татары - проверка симбиоза
на прочность
Из книги Игоря Михеева
ПУТИ РУССКИЕ. КНИГА II.
Россия: между Сциллой и Харибдой
Помимо русского и остатков
реликтового циркумполярного суперэтноса
границы исторической России вмещали народы,
принадлежавшие тюркско-монгольскому
суперэтносу, ареалом которого изначально была
Великая степь. Сегодня самые крупные из них татары и башкиры. С 14-го
века степняки вливаются
в русский суперэтнос, который в результате становится уже не русским,
но российским. Такое вполне возможно. Два суперэтноса не могут
сосуществовать в рамках одной культурно-политической целостности
– между ними разгорается конкуренция, которая заканчивается
победой этнокультурной доминанты одного из двоих. Но элементы одного
суперэтноса могут
включаться в структуру другого, если между ними имеет место
культурно-психологическая комплиментарность, связанная, в частности, с
формированием их в одной этноландшафтной зоне. У русских такая
комплиментарность как раз и обнаружилась в пору формирования русской
государственности после освобождения от ордынского вассалитета со
степняками Евразии. К тому же собственно степной центральноазиатский
суперэтнос уже
много веков как культурно-политическая целостность не существует.
Характер
отношений русских с татарами и башкирами
в протяжении многих веков определяется
термином – симбиоз. Что означает, повторюсь, относительно
бесконфликтное сосуществование
разных этносов в одном регионе, когда каждый занимает свою
экологическую нишу. Проявлением комплиментарности среди прочего
являются и общие религиозные пристрастия. Существует расхожее мнение,
что татарская вера – ислам. В, действительности, исконная
вера кыпчаков, из которых сложились нынешние татары, и которые делились
на три ветви – куманы, волжские
булгары и ногаи – христианство. Некоторая часть их предков,
живших в Причерноморье, Прикаспии, Средней Азии принимали Христову
веру, когда ислам ещё не появился на свет – в 5-м –
в начале 6-го века.
Ислам
же среди кыпчаков первыми приняли в 10-м веке
волжские булгары, предки нынешних казанских
татар. В своё время этот
степной народ жил в Прикаспии, был в 6-м веке оттеснён
хазарами на Среднюю Волгу, где основал город Новый Булгар. Новый,
потому что прежде там жили болгары-сарагуры. На новом месте булгары
стали вести частично оседлый образ жизни, активно занимаясь торговлей,
а арабскую веру приняли в 922 г. с целью найти
себе союзника для борьбы с Хазарским каганатом в лице Багдадского
халифата. Халифат булгарам не помог, так
как был слишком далеко и вскоре сам распался,
Хазария, где заправляли евреи, обложила булгар данью, но исламская вера
в их среде прижилась. Ведь ислам и в самой Аравии возник как вера
торговцев и пастухов. Не случайно булгары и их потомки –
казанские татары активно занимались работорговлей, в отличие от
православных русских, где подобное
считалось недопустимым.
Куманы,
русские называли их половцами, жившие в степи между Волгой и Днепром,
они, кстати, по
своему антропологическому типу были похожи на
славян - голубоглазые и светловолосые, а также
ногаи, кочевавшие к
востоку от Яика, оставались частью язычниками, частью христианами до
самого 14-го века. Ещё в 12-веке при Владимире Мономахе самые западные
куманы, кочевавшие от Дона до Карпат, были включены в состав Руси.
Русские назвали их «свои поганые», отличая от
«диких поганых» на Востоке. Слово поганые не имело
в ту пору оскорбительного оттенка, оно происходит от латинского «paganus»
и означает в прямом переводе «язычник». Но
постепенно «свои поганые» принимала православие.
Отношения между половцами и русскими часто были союзническими, имела
место метисация и ассимиляция половцев. Когда монголы в 1223 г.
вторглись в пределы половецких владений, русские князья решили защищать
союзных половцев и
ответили отказом на предложение монгольских послов разорвать
русско-половецкий союз. В трагической битве на Калке русские и половцы
сражались заодно. После поражения от Батыя, русские князья оказались вассалами монгольского
хана, а кыпчаки составили ядро созданного монголами нового государства
- Золотой орды.
В
орде в ту пору имела место веротерпимость, многочисленных православных
татар окормляла Сарайская епархия, учреждённая русской метрополией в
ставке хана в низовье Волги - Сарае. Когда же в 14-м веке хан Узбек решил обратить
всю орду в ислам, татары
– христиане, не
желая отрекаться от исконной веры,
ушла на Русь. Вместе с ними уходили и татары
– язычники, так как хан Узбек преследовал всех немусульман.
Последние на Руси принимали православие, поскольку для поступления на
службу московскому царю это было твердым условием. После взятия Иваном
Грозным Казани в 1552 г. крестилась ещё
часть татар. Православные татары в основной массе ассимилировались в
результате метисации с русскими, но часть сохранили татарские
этнокультурные признаки. Сегодня в России живут православные татары
кряшены, православные касимовские и нагайбакские татары.
Таким
образом, едва ли не большинство потомков кыпчаков –
православные. Ислам
удержался в качестве этнокультурной доминанты у
части казанских татар – потомков
волжских булгар и у башкир. Не станем грешить против истины и
утверждать, что подпадание этих народов под власть русского царя
происходило добровольно и бескровно.
Впрочем,
башкиры, разделённые между Казанским и Сибирским ханствами, после
падения Казани
предпочли власти монгольского хана Синей или иначе, Сибирской орды
власть русского царя, и башкирские беи сами во второй половине 16-го
века попросились под его руку. Но Казань Иван Грозный брал штурмом.
Однако, после
падения Казанского ханства татарские мурзы и даже многие простые воины, принявшие русскую веру,
влились в русский высший класс, едва ли не треть русского дворянства
имела татарские корни. Оставшиеся
верными исламу татары также не были ущемлены. Иначе в период Смуты
татарские мурзы не посылали бы отряды
татарских всадников в помощь русскому
ополчению против поляков и шведов.
Общность исторических судеб волжских мусульман
с русскими в протяжении полтысячелетия, сохранение ими этнокультурной
самобытности доказывает плодотворность для них этого симбиоза.
Тем
не менее, этническая комплиментарность у
русских с потомками
волжских булгар – казанских татар
– торговцев и городских жителей, очевидно, меньшая, чем с
потомками кыпчаков – степных
кочевников. Это сказалось в период новейшего кризиса русского мира.
Русско-татарский симбиоз сегодня
подвергается серьёзной проверке на прочность. Ослабление русской России
в конце 20-го века немедленно
вызвало к жизни сепаратистские устремлениях казанских татар. Город
Казань, в котором половина населения
русские и который
в течении 4-х веков являл образец симбиоза татарской и
русской общин
стал
позиционировать себя, как
только татарский и исламский. И эта татарская мусульманская Казань в
90-ые годы открыто не платила налоги в федеральный бюджет, а нынче,
хотя, формально, и
платит, но через обильные дотации возвращает «своё»
назад. Фактически, татары-мусульмане переложили на русских
заботы о государстве, которое они перестали считать вполне своим.
Татарский сепаратизм тесно связан с феноменами
политического тюркизма и политического ислама, о которых здесь
скажем подробнее
Показательным
является деятельность одной из наиболее известных и влиятельных,
особенно, в 90-ые годы татарских национальных организаций ВТОЦ
– всетатарского общественного центра, который регулярно
делегировал своих представителей в Верховный Совет и в Госсовет
Республики Татарстан.
Созданный
в конце 80-х годов ВТОЦ на протяжении всего периода своего
существования выступал за независимый от России Татарстан, бойкотировал в 90-ые
выборы в общероссийские федеральные органы власти, не признал Договор
между Республикой Татарстан и Российской Федерацией 1994 г.
В условиях глубокого кризиса, который в ту пору переживала российская
государственность, сепаратизм ВТОЦ достигал крайних степеней. Им была
разработана «Военная доктрина Республики
Татарстан», и даже создавалась «Национальная
гвардия». Независимость Татарстана обосновывалась тем, что в
ХVI веке Казанское ханство было захвачено Москвой насильственным путем.
Многочисленные организациями татарского национального движения отмечают
15 октября день взятия Казани вражескими войсками Ивана Грозного в 1552 г.,
как день памяти.
Программа
ВТОЦ, принятая в конце 90-х, важнейшей задачей в контексте учреждения и
развития национального суверенитета татарского народа считает также
консолидацию всех тюркских народов Поволжья и Урала. При этом
консолидация должна выражаться в формировании такого политического и
культурного пространства, которое обеспечило бы в будущем создание в
волжско-уральском регионе тюркско-исламского государства Идель-Урал. В
90-х один из пленумов ВТОЦ, демонстрируя завидную трезвость и реализм,
заявил о необходимости создания на этой территории, для начала,
конфедерации. Идею государства Идель-Урал горячо поддерживают идеологи
всех татарских национальных организаций. Учитывая, что существования на
Волге и на Урале русских и других православных деятели из ВТОЦ попросту
не замечают, можно себе представить нашу участь в случае, если бы
упомянутые планы удалось реализовать.
На
период же временного вынужденного пребывания Татарстана в составе
России среди требований ВТОЦ – признание татарского языка
единственным государственном языком Республики Татарстан, создание
отдельной Татарской высшей школы, перевод татарского алфавита с
кириллицы на латиницу. За пределами Татарстана - создание в регионах компактного проживания
татар экстерриториальных
национально-культурных автономий, объединенных в рамках Милли Меджлиса
- Национального собрания татар, задуманного как форма реализации
национального татарского суверенитета.
При этом Меджлис должен получить
законодательные права в национально-культурной сфере и
взаимодействовать с парламентом Татарстана. На
общероссийском уровне также выдвигалась идея создания "палаты
национальностей", где каждый народ обладал бы одним голосом. Учитывая,
что мусульманских народов в России сами исламские эксперты насчитывают 37, можно
представить себе, как уютно чувствовал бы себя в этой палате один
русский, представляющий почти 100 млн. соплеменников. Примечательно
также, что ВТОЦ во внутриполитической российском раскладе всегда
поддерживал, так называемых, правых - Гайдара с Чубайсом. Видно,
желание нагадить русским пересиливает даже исконный исламский
антисемитизм.
Заметим, настроения у официального
руководства Татарстана не сильно отличаются все эти годы от настроений
внутри ВТОЦ. Многие инициативы ВТОЦ озвучивали региональные власти, а в
отношении других можно говорить: что у членов ВТОЦ на языке, у
официальных лиц Татарстана на уме. Впрочем, иногда срывается и с языка. Примечательно, например,
заявление Председателя Госсовета Татарии Фарида Мухаметшина в 2001 году
по поводу отказа Конституционного Суда России разрешить по требованию
Госсовета Татарии перейти на латиницу: «Ничего! Скоро вся
Россия на латиницу перейдет! Подождем!». При этом он
напомнил, что Конституция РФ 1993 года на территории Татарстана не была
принята.
Символом антирусского подтекста
подъёма татарско-исламского национализма и российского ислама, в целом,
единения в этом вопросе тюркско-исламских элит, духовенства и массы
верующих стала построенная в 2005 г. в Казани
мечеть Кул Шариф. Самая
крупная в Европе и одна из крупнейших в мире мечеть не просто построена
- в этом бы случае и дай им Бог, но именно воссоздана на месте
легендарной главной мечети столицы Казанского ханства, разрушенной во
время штурма города русскими войсками Ивана Грозного. Название мечети,
кстати, возведённой на бюджетные деньги – Кул Шариф также
весьма символичное, недвусмысленное и многозначительное
– в честь имама, организовавшего
наиболее ожесточённое сопротивление войскам Московского царства, чей
отряд перебил больше всего русских.
Примечательно,
что, когда татары Астраханской области, выбирали на своём съезде в 2003 г.
имя для татарского общественного объединения, они также остановились на
символичном «Хаджи-Тархан» - наименование Астрахани
до покорения её Московским царством.
Но
особенно примечательно, что, в отличие от 20-х годов прошлого века
политический ислам и политический тюркизм ставят своей целью не только
создание отдельных от России государств – в Средней Азии это
уже осуществлено, но и преследуют неведомые прежде России цели - приобретение
политической власти не в одних лишь мусульманских регионах России, но и
во всероссийском масштабе. Так исламские организации, политики и
общественные деятели всё более настойчиво требуют введения поста
вице-президента, закрёплённого за представителем уммы, и установления
для мусульман квоты в одну пятую часть в федеральных и региональных
органах власти, в частности, властных органах Москвы и Петербурга.
Размер квоты определён с учётом процента мусульман среди жителей
страны, разумеется, завышенного.
Сама
по себе идея квот вполне нормальная и имеет право на существование.
Особенно, она устроила бы русских, оказавшихся сегодня в собственной
стране на правах политических париев. В этой связи было бы логичным
начать с того, чтобы закрепить квоту за русскими в Верховном Совете и
Госсовете Татарстана, и Городской Думе, и Исполкоме Казани. В
Татарстане великороссов, примерно, 40%, а православных
- русских, чувашей, мордвы, марийцев около
половины, в самой Казани и вовсе больше половины. Логично за ними
закрепить соответствующее количество мандатов в выборных органах и
половину административных должностей. Однако стоит ли говорить, что об этом
татарско-исламские лидеры не заикаются.
Тут
нужно иметь в виду, что представления о справедливости в государственном устройстве
у политического ислама и тюркизма весьма своеобразное. Показательным
является Казахстан. Там доля русских в населении ещё в начале 90-х
составляла половину, а
в органах государственной власти и управления - 10%. Есть и другие не
менее красноречивые примеры. В
Адыгее русских две трети, адыгов почти втрое меньше, примерно, 24%, при этом президент - неизменно адыг. Когда
местным президентом в 2002 году стал адыгский олигарх Хазрет Совмен,
русских во власти в республике почти не осталось, все руководящие посты
заняли мусульмане, и сегодня среди министров русских меньше половины.
При
этом все перечисленные выше позиции удовлетворили бы лишь умеренную
часть ВТОЦ, которые являются сторонником джадидизма - модернизированной
исламской традиции, стремящейся соединить в своей доктрине
мусульманские ценности с достижениями Запада. Джадидизм получил широкое
распространение в татарском обществе в начале ХХ века. Его развивал
упомянутый выше И. Гаспринский. Считается, что ценности джадидизма
сочетаются с исторической ролью татарского народа - быть посредником во
взаимоотношениях между Востоком и Западом через голову русских!
А
есть ещё и радикалы, которые выступают за возрождение консервативной
исламской традиции, близкой фундаменталистским течениям, в том числе и
ваххабизму. Сюда же тяготеют и другие татарско-исламские организации,
например, партия "Иттифак".
Впрочем,
где проходит грань между радикалами и умеренными в российской умме,
порой очень трудно понять. Если кто-то думает, что нас не любят только
ваххабиты, а
ханбалитский суннизм, к которому принадлежит большинство российских
мусульман, всегда и во всём наш надёжный союзник в деле строительства
общероссийского евразийского дома, это иллюзия. В этом отношении
примечательна, к примеру, программа Духовного управления мусульман
Нижегородской области, озаглавленная «Сценарии политического
представительства уммы во властных кругах Российской Федерации и
насущная необходимость единения мусульманского сообщества
страны». К радикальным организациям ДУМНО никто не
причисляет, но как воспринимать такие, к примеру, требования,
выдвигаемые в этой программе к федеральным органам власти:
Частичная
легитимизация исламского права (шариата) в местах компактного
проживания мусульман, с одновременным созданием одного или двух
духовных центров, играющих роль арбитра уммы перед государством, и с
условием невмешательства государства во внутренние дела
уммы… Или: Создание Совета улемов России — для решения двух главных
задач: 1) обсуждение, формулирование и распространение в мусульманских
общинах (махаллях) фетв — решений по конкретным вопросам
шариата, включая семейно-правовые, общественно-нравственные вопросы и
др.
Как
видим, по сути, речь идёт о создании легальных параллельных органов
власти. Нелегальные параллельные структуры уже существуют во множестве,
и не только на Кавказе, но почти во всех регионах России. Чаще всего
они называются джамааты - от арабского «джамаа»
— общество, община. Показательно, что руководят джамаатами не
духовные авторитеты – имамы, но амиры - военные начальники, и
своей конечной целью они ставят создание халифата, включающего юг
России, Поволжье, Урал и Южную Сибирь. На Кавказе джамааты организованы
в более крупные территориальные структуры - вилайаты и общекавказский
эмират, который Верховный суд РФ признал в феврале 2010 г.
террористической организацией.
Да,
мир с волжскими и уральскими мусульманами важнейшее условие внутренней
стабильности России. На нашей стороне, во-первых, то, что на территории
компактного проживания татар и башкир массовый характер имеет
метисация, и значительная часть семей – смешанные. Когда русская Россия слабеет, в
этих семьях вспоминают о своей татарской крови, когда русская Россия
крепнет, они ощущают себя частью русской России. Во-вторых, этническое
сродство у этих этносов с единоверными им турками очень слабое, а с
арабами его нет вовсе. Иран также им не близок в культурно-религиозном
плане, поскольку иранцы – шииты, а наши татары –
сунниты. Ислам они
принимали будучи варварами-язычниками, и теми же арабами равно и
иранцами за варваров до сих пор почитаются.
Равными российских мусульман
в арабо-иранском мире не признают никогда,
хотя бы они и выучили арабский и фарси. Тем более чужд волжским мусульманам арабский
ваххабизм. Наконец,
в-третьих, русская культура не боится конкуренции со стороны арабской,
которая, свой
расцвет пережила еще восемь веков
назад. О
конкуренции со стороны, мягко скажем, не выдающейся турецкой культуры и
вовсе не приходится говорить. Все это наши серьезные козыри.
Мы,
впрочем, знаем, как постсоветская
российская политическая элита умеет легко
превратить в прах любые козыри. К тому же сегодня в России немало
медийных ресурсов, которые не упускают возможности исподтишка
искусственно разжигать рознь между православными русскими и коренными российскими
мусульманами. Так что ухо нужно держать востро.
Если
бы татары и башкиры отдалились эмоционально и культурно от русских и
перестали быть частью российского суперэтноса,
последний существовать, конечно, не перестал бы. Однако,
учитывая, что территория компактного поселения татар и башкир
– Татарстан и Башкортостан, представляют собой внутренние
области страны, «развод» был бы очень мучительным.
Тем более что на территории обеих республик половина городского населения –
русские.
Ясно,
что мы, русские как
государствообразующий народ должны позаботиться, чтобы наш симбиоз и
впредь был крепким, взаимовыгодным и не ущемлял ни наше, ни татарское национальное достоинство.
Здесь нужен открытый и продуманный
подход. Нельзя допускать замыкания
мусульманских народов Поволжья в своей
этнической среде. Их политическая,
хозяйственная и интеллектуальная элиты должны естественным образом
инкорпорироваться в общероссийскую.
И мы заинтересованы, чтобы эти национальные
элиты оставались трезвыми и прагматичными.
Однако
человек предполагает, а Бог располагает. Православные и мусульмане в
России, действительно, в протяжении полтысячелетия умели уживаться.
Однако первейшим условием этого мира была отнюдь не «дружба
народов», но
мощь и сила, духовная и военная православных русских. Опыт 90-х годов
ясно показывает и мы должны трезво отдавать себе отчет, что никакая
«дружба народов» сама по себе не удержит волжских мусульман в
русском государстве. Они будут оставаться в нем лишь до тех пор, пока
русские как народ имеют достаточно сил исполнять функции
системообразующего элемента сложной национально-государственной
структуры и удерживать полный контроль над страной. И здесь против
нашего долгосрочного союза, повторюсь, работает демография. В случае
продолжения катастрофической депопуляции в русских областях и резкого
изменения пропорций православного
и мусульманского населения, мы должны быть готовы к
«разводу» рано или поздно с волжскими мусульманами.
Прекраснодушие и инфантильность в
этом вопросе смерти
подобны, равно как и дальнейшее пребывание у власти нынешней российской
политической элиты, в принципе не способной решать демографические,
межконфессиональные и межнациональный проблемы.
Катастрофа начала 90-х, когда русских избивали
по всему периметру распавшегося СССР, когда был безвозмездно утрачен
созданный русскими инженерами и рабочими
ценой отсталости и бедности собственно русских
областей, промышленный потенциал национальных республик, не должна
повториться. А ведь нынче даже не обсуждаются ошибки сделанные в ту
пору.
Брак православных русских и исламских общин России -
мусульман Поволжья и Урала всегда оставался мезальянсом. И в этом был
залог его крепости. Ведь как уже упомянуто выше, сложно
структурированная система может быть устойчивой лишь при наличии в ней
чёткой доминаты. Волжские
и приуральские мусульмане принимали роль субдоминантной в политическом
отношении общины в силу того, что сами пропорции русского христианского
и татарского мусульманского населения не предполагали ничего иного. Но
в том-то и дело, что сегодня ситуация коренным образом меняется. Теперь
наши мощь и сила под большим вопросом. Русские переживают острейший
кризис, и не только политический и экономический, но кризис
идентичности, кризис духовный. В упомянутом выше мезальянсе мы,
кажется, рискуем поменяться ролями. А вот оставят ли мусульмане, в
случае, если они превратятся для православных русских в
«старшего брата», нам право на свою этнокультурную
и религиозную самобытность, какими будут границы этой самобытности и, в
каком географическом ареале она будет дозволена - большой вопрос.
P. S.
Реплика от Строева
На одном из
мероприятий в марте 2012 года у вновь образующихся
малых партий мне довелось услышать про реальное положение дел
в Татарстане. Эта автономия традиционно дает высокий процент голосов за
"Единую Россию". Автор этих строк, по незнанию реальной ситуации,
считал, что речь идет о голосовании в восточной сатрапии. Но, как
оказалось, ситуация там более замысловатая. Когда не удался проект
Лужкова-Шаймиева создать партию "Отечество-Вся Россия", местные
татарские националисты быстро оценили перспективы на ближайшее будущее
и... быстро перешли в "Единую Россию", тем самым создав там свое
абсолютное большинство. Голосование за "Единую Россию" в Татарстане -
это не голосование за Путина-Медведева, сидящих в московском Кремле (
первого, кстати, там не стесняясь называют "голубоглазым фашистом").
На самом
деле это голосование за самих себя - за временно залегших на дно
татарских националистов, сидящих сегодня в ЕР в казанском Кремле.
Это чисто ситуативное и конъюнктурное голосование - сегодня
это за "Единую Россия", а завтра, возможно, за "Единую Татарию".
Причем, голосование с одним и тем же персональных набором национальных
элитариев в обоих партийных вариантах....
Сергей В.
Строев . 28 марта 2012 г.
|
|