Строев
Сергей Всеволодович Слава России ! |
|
ДЕСТАЛИНИЗАЦИЯ В
последнее
время все чаще звучит тема десталинизации как необходимого условия
нашего
цивилизованного будущего. Попытаемся вникнуть, что же это такое
– десталинизация
и почему даже разговор о ней вызывает столь острую реакцию разномастных
охранителей – от монархистов до коммунистов. На
первом, самом
поверхностном уровне, десталинизация – это поток
разоблачительных историй о
товарище Сталине и его друзьях. Пример –
«Огонек» времен Горбачева. В принципе,
это необходимый уровень десталинизации на начальном этапе. Однако
понятно, что
данный этап давно уже прожит обществом. Более того: система сейчас
сознательно
замыкает общество именно на такой «десталинизации»,
стремясь сделать Сталина
эдаким козлом отпущения, дабы вывести из-под критики системное
советское
наследие и, главное, российскую авторитарно-имперскую традицию в целом. Вот
в
этом-то все и дело. Мало осудить советчину, надо осознать откуда она
выросла.
Подлинная, глубокая десталинизация неизбежно выходит на критику
исторической
России как таковой. Это очевидно, и признается всеми, от Янова до
Проханова. И
тот, и другой – правда, с диаметрально противоположных
позиций – считают
Сталина «именем России». Подлинная десталинизация
предполагает последовательную
историософскую и культурологическую ревизию вплоть до эпохи Ивана
Грозного и
даже дальше – до уничтожения Московией Новгородской
демократии, т.е. до
рокового момента, когда наша история стала безальтернативной. Совершенно
не случайно, что почитателями Грозного, Петра Первого и Сталина как
правило
являются одни и те же люди. Налицо единый конструкт смыслов. В свете
подлинной
десталинизации очевидно, что собственно Сталин – это всего
лишь концентрированное
выражение типологических черт исторической российской системы в целом.
Фигура Сталина помогает осознать природу этой системы, будучи ее
кульминационным,
но все же частным случаем. Сталинизм, явный или латентный –
это некое
перманентное качество самой России. Если на уровне общественного
консенсуса
констатировать, что «тоталитаризм – это
зло», как предлагает Михаил Федотов, то
неминуемо начнет рассыпаться сама историческая российская система, ибо
Сталин –
ее смысловая пуповина. Развяжи ее – и последует обвал смыслов
на глубину в пять
столетий. Это прекрасно понимают наиболее проницательные противники
проекта
десталинизации, например, тот же Проханов. Подлинная
десталинизация неизбежно приведет к выводу об исчерпанности России как
цивилизационного проекта с его основными составляющими:
антизападничеством и
авторитарно-имперской системой. России как цивилизационному феномену
развиваться более некуда. Она безнадежно архаична и не подлежит
модернизации.
Ее перспективы – или гротесковые культурно-государственные
римейки типа
сорокинского «Сахарного Кремля», или хаотический
распад. Осуществить
десталинизацию – по сути, значит дезавуировать историческую
Россию и запустить
иной проект. Восстановить альтернативность нашей истории. Что
это
такое конкретно? Из подлинной десталинизации логически следует идея
созыва
Учредительного Собрания как исходной позиции для формирования
принципиально
новой страны: симметричной федерации, состоящей из равноправных
национальных
республик, включая русские
республики.
Только таким путем можно
преодолеть авторитарно-имперскую, царистскую парадигму и ее мифологию. Подлинная
десталинизация должна, прежде всего, высветить глубокое противоречие
между
интересами русского народа и навязанной ему «имперской
миссией». Это ключевой
момент в процессе упразднения империи. Необходимо
предоставить русскому
народу возможность органичного развития на основе
регионально-субэтнического
многообразия. Важно понимать, что т.н. «общерусская
этничность» насаждалась
центром в качестве одной из имперских скреп, и в таком качестве должна
быть
изжита. Итак,
подлинная десталинизация есть, в конечном счете, упразднение империи с
ее
царистской моделью власти, перестройка построссийского пространства на
основе
истинного федерализма и утверждение новых цивилизационных, общественных
и
личностных смыслов.
Само
русское сознание остро нуждается в десталинизации, что в данном случае
подразумевает безусловное признание ценности свободы, отказ от
имперского
мышления и агрессивной предубежденности в отношении Запада. Ненависть к
«прибалтам», упорное стремление считать Украину
частью «русского мира», само
чувство мессианской исключительности – подобные реликты
ментального сталинизма
должны, наконец, отмереть. Становление новой русской личности
– это и будет
окончательной победой десталинизации.
Комментарий Строева Насколько
правильно начинает тему Широпаев, настолько же плохо ее и
заканчивает...
Справедливо констатируя, что "сталинизм" ( а точнее имперскость,
неизбежная для России централизация власти) суть атрибуты России, как
государства и как цивилизации,- после всего этого
автор призывает к "симметричности
федеральных отношений", равноправию "русских республик" в этой
химерической федерации. Это
есть
проект гибели России как таковой. Нацменов купят с потрохами наши
"партнеры". Теперь не только с Запада, но и с Востока
( в лице Китая). А "равноправные
русские республики" расползутся как ветхое одеяло, которое будут тянуть
каждый на себя, каждая из
региональных
властных элит в каждой "русской республике". Потому что в системе
капитализма в РФ ВСЕ ХОТЯТ ПОЛУЧИТЬ ВЛАСТЬ И ВМЕСТЕ С ОБЛАДАНИЕМ ВЛАСТИ
ПОЛУЧИТЬ
ВОЗМОЖНОСТЬ НЕПОМЕРНО ОБОГАЩАТЬСЯ.
Это просто аксиома. Прав
Широпаев в одном из своих выводов: нужен принципиально новый ПРОЕКТ,
который,
сохраняя традиционную имперскую сущность России ( и тем самым Россию
как
цельное государства), всё же был бы направлен на РАЗВИТИЕ нации и
развитие
СТРАНЫ. А не на ее быструю деградацию, ведущую к гибели и русскую нацию
и
Россию как государство. Что и имеет место сейчас. СССР был таким НОВЫМ
проектом,
но он был сокрушен и изнутри, предавшей его советской номенклатурной
элитой,
стремившейся конвертировать власть в частную собственность, и снаружи - мировым
господствующим классом,
для власти которого
над мировой экономикой
и политикой советский проект представлял реальную опасность.
Догматичность одних,
алчность других и враждебность третьих – всё это в комбинации
привело к
ликвидации перспективного советского проекта. Повторение проекта
СССР невозможно. Нужно что-то другое. Возможно национальный
государственный
социализм, типа китайского, но с очень сильной русской спецификой. |