Строев    Сергей     Всеволодович
                             Научные работы, политологические статьи, комментарии  С.В. Строева.
                                   
Публикации иных авторов 2005-2011 г.                                                                                                                                                Слава  России !

                        События и оценки. Обновлено 31 декабря  2011 года

Живой Журнал Сергея В. Строева


                                                                                              
            ПУБЛИКАЦИИ   В   СМИ



                                                      
                                                                                                                                                                                                        Екатерина Тропова

    2011 год: оборонка против Сердюкова

В 2011 году конфликт между Минобороны и предприятиями военно-промышленного комплекса перешел в публичную плоскость
  • Президент Дмитрий Медведев пригрозил «увольнять пачками» как сотрудников министерства, так и профильных предприятий отрасли за срыв гособоронзаказа и вскоре назначил Дмитрия Рогозина вице-премьером, курирующим ВПК. Предшественник Рогозина на этом посту Сергей Иванов, возглавивший президентскую администрацию, в отстаивании интересов оборонки проявил себя очень бледно, и у лишенных сильного лоббиста директоров предприятий ВПК за год накопилось сильное недовольство министром обороны Анатолием Сердюковым. Вероятно, в кресле руководителя военного ведомства он не досидит даже до президентских выборов, несмотря на то, что более лояльного министра найти сложно. Об этом, подводя итоги 2011 года, BFM.ru рассказал профессор Международного института исследований проблем мира в Осло Павел Баев.

    — 2011 запомнился обещанием Владимира Путина направить 20 трлн рублей на перевооружение армии до 2020 года. Несколько предыдущих аналогичных программпроваливались. На этот раз получится?

    — Нет, я не думаю. Когда принимали предыдущие программы, экономические горизонты были отчетливее. Был экономический рост, и казалось, что Россия находится на устойчивой траектории развития.

    Сейчас же совершенно ясно, что впереди экономические бури, цены на нефть непредсказуемы, поэтому загадывать, какие цифры заложат в бюджет, невозможно. Что до цифры в 20 трлн, то она имеет сугубо символическое значение. Это декларация о намерениях, не имеющая содержания даже не ближайшие год-два: каждый конкретный оборонный заказ на текущий год согласовывается с большими скандалами и ссорами и фактически принимается в окончательном виде постфактум, когда год уже заканчивается. Говорить о качестве стратегического планирования не приходится совершенно. Проблемы, с которыми сталкивается российское руководство, заставляют совершенно по-другому расставлять приоритеты и, как говорят, даже менять президентское послание буквально накануне его оглашения.

    — Вот и Алексей Кудрин поплатился должностью министра финансов, в том числе из-за того, что критиковал планы по наращиванию военных расходов во времена экономических неурядиц.

    — Увеличивать расходы накануне кризиса, который Россию не обойдет стороной, — совершеннейший экономический абсурд и безответственность, диктуемая политической конъюнктурой.

    — Кандидат в президенты Михаил Прохоров, разделяющий похожую точку зрения, недавно говорил, что Россия сейчас переживает уникальный исторический период, когда ей по сути никто не угрожает, поэтому и тратить гигантские суммы на вооружения глупо.

    — Уникальной эту ситуацию не назовешь: Россия большую часть своей постсоветской истории живет в ситуации, когда ей реально никто не угрожает, что, впрочем, не означает отсутствия угроз безопасности. Есть Чечня, есть огромная нестабильность на Северном Кавказе, которая является угрозой безопасности России. Обе чеченские войны были гражданскими войнами, хотя мы не любим их так называть. И то, что происходит на Северном Кавказе сейчас, тоже является вялотекущей гражданской войной. Это значит, что страна по определению сталкивается с угрозами безопасности.

  • В Средней Азии назревают очень сложные проблемы, от которых не отгородиться забором. Россия слишком тесно связана с этими странами, и любая проблема, которая там взрывается, отзывается здесь. То, что произошло в Ошской области Кыргызстана в 2010 году, было угрозой безопасности России. Поэтому я не могу до конца согласиться с мнением Прохорова. Ни Финляндия, ни Япония, ни Китай, ни Польша не представляют угрозы безопасности России, в этом он прав. А в том, что отсутствуют угрозы как таковые, — пожалуй, не соглашусь.
  • — Позиция руководства страны такова: Россия подвергается постоянной угрозе извне. Это касается как развертывания системы ПРО, так и уличных акций в связи с неприятием итогов выборов — дескать, западные недоброжелатели раскачивают лодку.

    — То, что говорит Путин, — это традиционное, пришедшее из советских времен рециркулирование старых клише, рассчитанное на ветеранов советского строя, которые рады во всем видеть зловещую руку НАТО. Но в этих заявлениях есть рациональное зерно. Действительно на Западе в самых разных кругах, не обязательно в агрессивных кругах НАТО, путинский режим воспринимается как исчерпавший себя, несовременный и проблематичный. Любой вариант его замены будет приветствоваться. Есть финансирование с Запада неправительственных организаций и программ развития демократии. То, что финансирование обязательно осуществляется ЦРУ, является домыслом, но такое финансирование есть, и от Запада исходит реальная угроза его режиму, в этом он прав.

    Никаким образом военные расходы и наращивание военных мускулов эту угрозу снять не могут, даже, пожалуй, наоборот. Они лишь усугубляют слабость российской экономики и, в общем, государственной машины.

    «На предприятиях ОПК против Сердюкова огромное раздражение…»

    — Летом 2011 года Россия и Франция, наконец, договорились о покупке кораблей «Мистраль», переговоры по которым шли долго и сложно. Есть планы приобрести и другое импортное вооружение. Анатолия Сердюкова жестко критикуют за то, что он сторонник закупок за границей, из-за чего российские предприятия чувствуют себя обделенными.

    — Армии нужно очень серьезное перевооружение, потому что советское оружие уже перестает действовать. То, что за очень большие деньги предлагает отечественная военная промышленность, никак не назвать современным оборудованием. Особенно этой касается того, что военные относят к категории связи, разведки и целеуказания, а также информационных технологий.

    — Во время телевизионного общения с народом премьер Путин, реагируя на призыв рабочих «Уралвагонзавода» «гнать в шею» министра обороны Сердюкова и начальника Генштаба Макарова из-за закупок вооружений за границей, пообещал учесть это пожелание. Сомнения высших чинов Министерства обороны в качестве наших вооружений «наносят даже ущерб внешнеэкономической деятельности в сфере военно-технического сотрудничества», — сказал Путин. Кому и о чем это был сигнал?

    — Кстати, вы обратили внимание, что рабочим этого завода дали больше всего времени для общения с премьером? Любопытна история, которую раскопал Александр Гольц в «Ежедневном журнале», о том, что директор этого завода в Нижнем Тагиле — давний знакомый Путина по дрезденской резидентуре. Я не знаю, насколько это серьезный сигнал, но то, что среди предприятий ОПК против Сердюкова существует огромное раздражение, это правда.

    И это новая ситуация. Начиная военную реформу в конце 2008-го и раскручивая ее дальше, Сердюков вел себя очень аккуратно по отношению к этой части военной машины, преобразования до сих пор сводились только к реформе Вооруженных сил. Все отношения, которые касались промышленности, раньше были в стороне. За проблемы [в ОПК] он взялся только в 2011 году, а Сергей Иванов, которому по должности полагается ими заниматься, отошел в сторону и полностью умыл руки.

    Директора воюют с Сердюковым напрямую, безо всяких правительственных посредников. И рассуждать о том, кто в этом сражение прав, а кто не прав, невозможно, потому что у Сердюкова своя правда, а у этих рабочих и директоров — своя. И если мы хотим иметь оборонную промышленность, ее нужно финансировать. Делать так, как предлагает Сердюков, невозможно, потому что она так выжить не может.

    Ну а что до слов Путина, то у него предвыборная ситуация, он прекрасно знает, что за время реформы в армии, а в 2011 году — и в ОПК накопилось огромное раздражение Сердюковым. Держаться за него невозможно, так или иначе его придется приносить в жертву, хотя он человек лояльный и делал только то, что ему приказывали. Но все равно его придется наказать.

    — То есть Сердюкову не удастся сохранить кресло министра обороны в новом кабинете?

    — Я не вижу варианта, при котором он мог бы остаться в правительстве Медведева, хотя, конечно, это будет не решение Медведева. Эти министры [силового блока] назначаются президентом, но я думаю, что министр обороны сменится еще до выборов. Вооруженные силы и военные предприятия — большая и серьезная часть электората. Пригасить накопившееся раздражение можно обещанием денег, тем более что офицерам после долгих обещаний оклады повысили, хотя и не так существенно, как говорили. Можно еще дать деньги предприятиям ОПК и принести в жертву нелюбимого министра.

    — Отставка сработает?

    — Не думаю, потому что проблемы зашли слишком глубоко. Проецировать протестные настроения только на одного министра едва ли возможно. Все прекрасно понимают, что не министр все это затеял и проворачивал, никто не может заподозрить Сердюкова в том, что он по своим убеждениям реформатор, что у него есть программа, что человеком движет ощущение собственной миссии. Он менеджер, исполнитель, причем исключительно упертый, но затея не его, и это ясно. И я не думаю, что Сердюков так уж держится за кресло министра. Проблемы и конфликты пробрели такую остроту, что становится себе дороже. Я думаю, с него хватило.

    — Как вы интерпретируете отставку замминистра обороны Михаила Мокрецова, ведавшего военно-экономическим обеспечением и финансированием Вооруженных сил?

    — Мокрецов, конечно, был человеком Сердюкова и очень проверенным кадром. Но никуда не денешься, конфликты, которые разворачиваются в оборонной промышленности, приобрели настолько острый характер, что старые связи и дружеские отношения не выдерживают. Сердюков — человек жесткий, на этом посту и нужен человек жесткий, и как только возникает конфликтная ситуация, никуда не денешься, приходится принимать и кадровые решения тоже.

    Как голосует армия?

    — В контексте вашего утверждения о накопившемся недовольстве в армии как вы оцениваетедоклад Сердюкова о том, что на думских выборах проголосовали 95% военнослужащих, причем 80% из них — за «Единую Россию»?

    — Я не думаю, что это была идея Сердюкова, скорее всего, она родилась в кремлевских кабинетах: было бы хорошо, если бы армия продемонстрировала таким образом поддержку. Сердюкову сказали, и он сделал.

    На самом деле никаких подсчетов того, кто как голосует, не ведется. Никто перепроверять эти цифры не будет, и министр это знает. Военные всегда готовы отрапортовать о полном исполнении приказа, а то, что происходит в действительности, никого не интересует.

    Был любопытнейший материал про две подводные лодки, которые голосовали досрочно, потому что уходили в море. Так вот они не отдали ни одного голоса в пользу «Единой России». Может, эта информация не более достоверная, чем то, что сказал Сердюков, но оба этих материала, видимо, содержат какую-то часть правды.

    — Кого вы видите новым министром обороны?

    — Нужен человек гражданский, но понимающий в военных вопросах, и такие люди есть. Сердюков пришел без понимания военных проблем, что, может быть, помогло ему сдвинуть реформу с мертвой точки. Ведь чем больше знаешь, тем сложнее на что-то решиться. Хотя изначально объем проблем был совершенно чудовищным, сейчас реформы пошли. Одно из достижений в том, что Минобороны постепенно становится гражданским ведомством, которое занимается, в первую очередь, деньгами, менеджментом, политическим руководством. Поэтому я и говорю, что во главе министерства нужен гражданский.

    Вопросами оперативного управления войсками пусть занимается Генштаб. Традиционное советское переплетение функций между двумя этими огромными бюрократиями потихоньку начинает приобретать какой-то осмысленный вид.

    — Нет опасения, что новый министр свернет реформу?

    — Реформа была очень плохо продумана, она создала массу проблем, но двигать ее обратно невозможно. Когда вдруг звучат призывы вернуть 70 тысяч из 150 тысяч уволенных офицеров, то это выглядит настолько несерьезно, что лучше бы и не говорили об этом вовсе. Подрывается всякая осмысленность происходящего. Тем не менее, в 2011 году мы видели несколько попыток решить те проблемы, которые реформа создала, и двигаться вперед. Иначе сложится ситуация, когда наполовину проведенные реформы полностью лишают боеспособности те части, которые созданы. Мы имеем армию, которая полуреформированная и ни к чему не пригодна. Новому министру все равно придется двигаться дальше.

  • Источник:http://www.bfm.ru/articles/2012/01/02/2011-god-oboronka-protiv-serdjukova.html

       По Сердюкову наручники плачут

            Министр обороны злостно игнорирует решение суда

Эта история, о которой дважды писала «Свободная пресса», произошла летом 2010 года, в самый разгар лесных пожаров, приведших к гибели более 50 человек, неурожаю и удушающему смогу над столицей. Тогда сгорела и 25-я Центральная авиационно-техническая база ВВС и ПВО ВМФ России, дислоцированная под Коломной. Министр обороны РФ Анатолий Сердюков поспешил доложить о произошедшем президенту России Дмитрию Медведеву. Глава государства незамедлительно отреагировал перед камерами: «У нас произошёл пожар в Московской области с тяжёлыми последствиями. Предварительное расследование по этому поводу внутри Министерства уже проведено, естественно, следствие будет продолжено. Но уже то, что установлено, показывает, что всё, что произошло, это просто невыполнение должностных обязанностей, преступная халатность, когда пожар, который распространялся, причём достаточно спокойными темпами, не удалось локализовать, а руководство базы вообще неизвестно где находилось». Президент, не вникнув в ситуацию, оказался скор на расправу и поручил уволить ответственных офицеров.

Сказано – сделано: 29 июля сгорела база, а 5 августа был подписан приказ об увольнении из состава Вооруженных сил начальника базы ВМФ подполковника Виктора Биронта и всех трех подчиненных ему офицеров.

Очень скоро выяснилось, что в действительности с пожаром на базе все было, мягко говоря, не так, как об этом доложил президенту министр обороны.

Дело в том, что в рамках сердюковских военных преобразований задолго до пожаров облик базы претерпел существенные изменения: из 24 ее офицеров осталось 4, из 38 прапорщиков ни одного, из 104 вохровцев, охранявших территорию – ни одного. При этом была ликвидирована и служба пожарной охраны из 12 пожарных и 2 спецавтомобилей. По правилам безопасности, вокруг базы обязаны были заранее вырубить просеку 50-метровой ширины, но экологи не позволили этого сделать. Предыдущий командир базы на свой страх и риск попытался создать просеку хотя бы со стороны автопарка, но на него тут же завели уголовное дело и приговорили к штрафу в 500 тысяч рублей. Подполковник Биронт, который до увольнения успел прослужить начальником сгоревшей части всего 2 месяца и 25 дней, также пытался добиться вырубки, но безуспешно.

Когда начался пожар Виктор Биронт с 3 офицерами и 30 матросами на протяжении 10 дней собственными силами спасал имущество части. В январе 2011 года адвокат Биронта Анатолий Пчелинцев в интервью «Свободной прессе» заявил: «Несмотря на отсутствие основных средств пожаротушения, 30 матросов и горстка офицеров, рискуя жизнью, боролись с огнем. Но площадь базы - 115 гектаров. Получилось - почти по пять гектаров пылавшего леса на человека! Что они могли сделать? В безнадежной ситуации все же спасли секретную и финансовую документацию, стрелковое оружие и боеприпасы, часть военного имущества и техники. Потом огонь перекрыл пути отхода, и они оказались в огненном мешке. И именно подполковник Биронт спас матросов, сумев вывести их через колючую проволоку. При этом получил ожоги обеих ног, руки тоже опалило».

Из 41 хранилища с имуществом сгорело только 16.

В деталях об этой истории можно прочитать в предыдущих статьях «Свободной прессы», посвященных этому вопросу, здесь и здесь.

Несогласный со своим поспешным и несправедливым увольнением со службы, подполковник Биронт решил составить судебный иск. Доказал судьям свою правоту.

Но уже четвертый месяц не может дождаться, когда же господин Сердюков соизволит отменить приказ, признанный незаконным Московским окружным военным судом.

Победа в суде произошла 26 мая. О том, что изменилось с тех пор, корреспондент «СП» поговорил с самим подполковником Виктором Биронтом, живущем в полуаварийном доме на территории части. Вот его ответ:

– Ни-че-го! Мы, все четыре офицера, выиграли свои судебные дела. Уже по каждому есть исполнительные листы. Судебные приставы Москвы работают, но результат нулевой. Сидим без работы, без денег. Если у меня и еще двоих офицеров еще какие-то минимальные выплаты идут, то третий, у которого трое детей, уже исключен из списков части и вообще никаких выплат не получает.

«СП»: – Как вы и другие офицеры сейчас живете?

– Да каждый по-своему. Кто чем может, тем и занимается. Я подрабатываю грузчиком и таксистом. Ситуация парадоксальная, так не бывает: человек как бы уволен, но уволить все равно не могут, потому что у него отсутствует жилье. А увольнение без предоставления жилья было бы очередным нарушением. То есть мы не исключены из списков части и болтаемся между небом и землей. Устроиться на работу не можем, потому что везде необходимо пенсионное удостоверение, документы из военкомата и т.д. Получается замкнутый круг – в определенной мере мы просто бомжи.

«СП»: – По сути, в этой ситуации уже Сердюков должен нести уголовную ответственность за неисполнение решения суда.

– Это «по сути». Но для того, чтобы он понес ответственность, у него судебные приставы должны получить официальное объяснение. Вы себе представляете, старший лейтенант или капитан - судебный пристав, придет к министру обороны и скажет: «Напишите мне объяснение, почему вы не исполняете решение суда?» Да никто даже близко его не подпустит, хотя формально перед законом все равны, и ситуация должна быть для всех одинаковая. Это к бабушкам - дедушкам судебные приставы могут вломиться, применить силу, что-то потребовать, заставить.

О том, сколько еще подполковнику Биронту ожидать отмены приказа об его увольнении, корреспондент «СП» спросил судебного пристава Владимира Согумова, который занимается контролем за исполнением приговора.

– Ко мне документы из суда прибыли только 29 июня. 1 июля я возбудил исполнительное производство, 2 июля все необходимые документы я отправил заказным письмом с обратным уведомлением в адрес должника. Причем, не персонально на имя Сердюкова. В качестве должника числятся министр обороны и главнокомандующий Военно-морским флотом РФ. На исполнение решения суда дается срок от 2 до 7 дней с момента получения должником извещения.

«СП»: – В прессе появились сообщения, что за минувшее время вы, якобы, отправили Сердюкову 70 напоминаний о необходимости выполнить решение суда. Это так?

- Меня неверно поняли. 70 постановлений я отправил по всем делам, которые я веду с Министерством обороны. По делу Биронта - только два.

«СП»: – Как вы узнаете о получении документов?

– Корреспонденцию Министерства обороны получает через экспедицию этого ведомства. Когда письмо дойдет, уведомление со штампом и датой получения отправляется назад отправителю, т.е. мне.

«СП»: – Хорошо. Вы отправили документы 2 июля, сейчас уже середина сентября, а ответа нет. Чем это объясняется?

– Многое зависит от работы почты, а не только от Министерства обороны.

«СП»: – И тем не менее, прошло уже больше двух месяцев, и до сих пор никакого ответа.

– Да, пока никакого. Но подождем еще. От Министерства обороны ответы всегда возвращаются. Апрельские уведомления мне вернулись только в июле со штампом, что получено в июне.

«СП»: – Хорошо, предположим, завтра вы получаете уведомление, что Минобороны получило документы. Что сделаете дальше?

– Дальше я отсчитываю 5 дней с даты получения документов и выношу постановление о взыскании исполнительского сбора, т.е. штрафа, и отправляю его по почте, вызываю на прием ко мне министра обороны. Это еще около месяца. Жду уведомление, что должник получил извещение о том, что на него наложен штраф. Жду, что получено извещение о вызове. Процедур очень много.

«СП»: – Сколько уволенному подполковнику еще придется ждать, пока министр обороны и главком ВМФ его восстановят в должности? Может, его так и будут игнорировать, и он будет ждать вечно?

– Вечно не будет, есть определенные стадии. Если дойдет до штрафа, то на конечной стадии сумма будет очень большая. Но это довольно странно, получается, государство будет взыскивать деньги с государства. Дальше идет предупреждение об уголовной ответственности и возбуждается уголовное дело в отношении руководителя Министерства обороны.

«СП»: – И когда в отношении министра обороны может быть возбуждено уголовное дело?

– Я не знаю. Процесс может длиться до полугода.

Здания, в которых расположены Управление Федеральной службы судебных приставов по Москве и Министерство обороны, находятся на расстоянии в 4290 метров друг от друга. На машине его можно преодолеть за минуты, но извещению Владимира Согумова оказалось недостаточно и двух месяцев!

О полном игнорировании решения суда министром обороны РФ корреспондент «СП» поговорил с адвокатом подполковника Биронта Анатолием Пчелинцевым. Его мнение таково:

– Налицо не просто правовой нигилизм со стороны высших должностных лиц военного ведомства. Налицо абсолютно наплевательское отношение к Конституции. Министр обороны как одно из высших должностных лиц обязан демонстрировать подчиненным неукоснительное выполнение требований закона. В данном случае все ровно наоборот. Сердюков просто плюет на решение Московского окружного военного суда, которое вступило в силу. Эта ситуация не просто странная, она вопиющая.

«СП»: – В прошлом вы служили в военной прокуратуре. Что надо предпринять в этой ситуации с позиции прокурора?

– Вынести предостережение министру обороны о недопустимости нарушения закона. И в случае, если требование суда не будет выполнено, возбудить уголовное дело. В уголовном кодексе есть соответствующая статья. Военный следственный комитет должен возбудить уголовное дело против министра обороны за невыполнение решения суда. Я как адвокат выдержал уже достаточно длительную паузу: мы дали возможность министру обороны отменить незаконные приказы, которые ущемляли и продолжают ущемлять права военнослужащего. Ничего не сделано. Следующий шаг, который я делаю, это обращаюсь в Военный следственный комитет с требованием возбудить уголовное дело против министра обороны.

«СП»: – Но судебный пристав, занимающийся данным делом, объясняет ситуацию бюрократическими проволочками, ссылаясь на устройство самой системы.

– Это они, чиновники, так действуют. А я не связан ни с каким чиновничьим аппаратом и мне не надо осуществлять никакой подобной судебно-исполнительской деятельности. У меня есть статья 315-я (О неисполнении решения суда – «СП»), есть конкретное должностное лицо, которое не исполняет судебное постановление. Дальше я ходатайствую о возбуждении уголовного дела, а они уже пусть проводят проверку.

«СП»: – Что, по вашему, произошло бы в такой ситуации в правовых государствах?

– Министр обороны уже был бы в отставке. Было бы проведено объективное расследование по факту произошедшего пожара. Наказали бы бы реально виновных и сделали соответствующие выводы. А то после пожара прошел уже год и полтора месяца, но никакой противопожарной полосы вокруг базы как не было, так и нет. Комиссия, которая работала в августе прошлого года, рекомендовала восстановить пожарные команды, которые сокращены. Этого не сделано. Все лишь на бумаге, идет имитация административной деятельности.

Справка «СП»

Статья 315 УК РФ. Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта

Злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Источник:http://svpressa.ru/all/article/47693/


Назад на Главную страницу


Боже, храни Россию !

 
Hosted by uCoz