Строев    Сергей     Всеволодович
                     Научные работы, политологические статьи, комментарии  С.В. Строева
                            
Публикации иных авторов 2005-2011 г.                                                                                                              Слава  России !      

                        События и оценки. Обновлено 30   мая 2012 года

Живой Журнал Сергея В. Строева


                                                                                              
            ПУБЛИКАЦИИ   В   СМИ


МИГ-29. Прототип МИГа- 35

МИГ- 35

МИГ- 35

Выигравшие индийский тендер в 2012 году французские самолеты Rafale.

Даже по форме его планера ( мне, как бывшему авиатору,  ))) видно,
что это не суперсовременный самолет. Но МИГ-35 тяжелее, он менее "дальнобойный"
и, несмотря  на эффектную фотографию, он может нести на 50% МЕНЬШЕ вооружения.


Удержаться в Индии

Константин Макиенко
Vedomosti.ru

29.05.2012

В прошлом году возникли признаки ухудшения российского положения на мировом рынке вооружений. Россия проиграла несколько важных тендеров, крупнейшим из которых был конкурс индийских ВВС на закупку 126 средних многоцелевых истребителей на сумму более $10 млрд. Российское предложение, МиГ-35, не попало даже в короткий список тендера, победителем в котором в конечном счете стал французский истребитель Rafale. Что еще важнее, в 2011 г. впервые за много лет началось сокращение портфеля заказов российских экспортеров. Так, контрактные обязательства «Рособоронэкспорта» снизились с $38 млрд в конце 2010 г. до $33-35 млрд в конце 2011 г., а с учетом других субъектов ВТС эти цифры составили $48 млрд и $40 млрд соответственно. Сокращение портфеля заказов означает, что сейчас Россия отгружает на экспорт по стоимости больше продукции, чем подписывает новых контрактов. И, по всей видимости, эта тенденция сохранится и в текущем году. Следовательно, через несколько лет можно ожидать и снижения объемов зарубежных военных поставок.

У случившегося много причин. Это рост военно-промышленных возможностей Китая, который теперь не только в основном самостоятельно обеспечивает свои потребности, но и становится конкурентом России на рынке вооружений. Это решение Дмитрия Медведева присоединиться к оружейному эмбарго против Ирана, экономические трудности и политическая нестабильность в Венесуэле, крах Ливийской джамахирии и, возможно, самое главное — резкое ужесточение конкуренции на индийском рынке. Можно добавить, что в последние годы, когда Россия обгоняла по объему экспорта Францию, а в отдельные годы и Британию и вышла на 2-е место после США, ее успехи в области торговли оружием явно превышали реальный промышленный и политический потенциал страны. Положение рано или поздно должно было вернуться к норме, что, видимо, и произойдет в ближайшие годы, когда мы пропустим вперед Францию, а возможно, и Израиль и вернемся к более естественной для реальных отечественных возможностей 4-5-й позиции среди мировых экспортеров.

На этом в целом негативном фоне имеются и положительные явления. Стабильным и даже более того — растущим покупателем российской оборонной продукции остается Вьетнам, который увеличил среднегодовые закупки нашей продукции со $100 млн в начале прошлого десятилетия до $300 млн к его середине, а в последнее время вышел на показатель ежегодного импорта в $1 млрд. Важно, что в отношениях с этой страной существует атмосфера комфорта, доверия и самое главное — стабильности и предсказуемости. Можно ожидать, что до 2020 г. Ханой будет занимать 2-3-ю строчку в списке основных российских клиентов. Во-вторых, по некоторым признакам, в прошлом году активизировались закупки Алжира. Хотя эта страна с 2006 г. уже приобрела российских вооружений примерно на $10 млрд, циничная колониальная расправа с Ливией, похоже, стимулировала дополнительные алжирские закупки.

Однако ясно, что ни Вьетнам, ни Алжир не могут компенсировать падение китайского и индийского спроса. Индия остается ключевой страной как для сохранения высокого количественного уровня экспорта вооружений, так и для развития международной военно-промышленной кооперации, которая уже стала нормой на Западе и расширение которой критически важно для России в ее положении «стратегического одиночества». Именно Индия примерно с 2007 г. остается крупнейшим покупателем российских вооружений, обеспечивая потребление примерно трети всех российских поставок на экспорт. Экономика страны динамично растет, обеспечивая ресурсную базу и для наращивания военного потенциала, который необходим Дели для поддержания баланса с Китаем. И только стабилизация российского присутствия, а еще лучше — новый прорыв на индийском рынке могут обеспечить и общую стабилизацию российского экспорта в среднесрочной перспективе.

В принципе, у России есть все исходные данные для такого «индийского реванша»: колоссальная традиция военно-технических связей и все еще сохраняющаяся способность России предложить Индии такие системы и технологии, которые Дели никогда не получит на Западе. Несмотря на эскалацию цен, российские вооружения все еще значительно дешевле западных аналогов, и чем больше у индийских военных будет ресурсных ограничений, тем благожелательнее они будут смотреть на закупки в России. Сейчас Индия сформировала свои основные программы по закупкам авиационных вооружений. Но наращивание китайского ракетного потенциала, особенно в тибетском районе, открывает для России значительные перспективы в области зенитных и противоракетных средств. Кроме того, Индии предстоят крупные закупки военно-морских вооружений. Например, грядущий тендер на закупку шести неатомных подводных лодок в рамках Project 75I по своим масштабам будет вполне сопоставим с проигранным Россией конкурсом на поставку истребителей. При этом стартовая позиция у российского предложения на лодочном тендере — субмарины «Амур-1650» — намного сильнее, чем у истребителя МиГ-35. Одна лодка такого класса уже проходит опытную эксплуатацию, ведется серийное производство для российского ВМФ, в то время как проект МиГ-35 имел чисто экспортную направленность и так и не вышел за рамки демонстратора технологий. Есть основания полагать, что развитие программы МиГ-35 встречало сопротивление на промышленном уровне, где доминирует лобби «суховских» машин. Таких ограничителей на лодочном тендере не будет.

Автор — эксперт Центра анализа стратегий и технологий

Комментарий  Строева

Давайте для начала сами сравним проигравший МИГ-35 и выигравший тендер Rafal.

Прежде всего следует отметить, что ОБА самолета принадлежат к четвертому поколению и их прототипы были созданы почти в одно и то же самое время - конец 80-х  - начало 90-х годов. Поэтому, справедливо утверждать, что МИГ-35 - это не новый самолет, а глубоко модернизированный МИГ-29 ОВТ, который был почти создан ( но не доделан в связи с распадом СССР) еще в 1991 году. Но и Рафаль ему по возрасту не уступает. Он тоже модернизирован, но основа - самолет начала 90-х годов, для Рафаля - даже средина 80-х годов ( первый прототип Рафаля был создан в 1985 году). Но, если мы посмотрим таблицу сравнительных характеристик этих двух самолетов, то мы увидим очень неоднозначную картину.  МИГ-35 почти в два раза дешевле. У него выше скорость и меньше боевой радиус ( разворота). У него есть управляемый вектор тяги, что уже стало нормой для современного самолета, а у Рафаля этого управляемого вектора тяги нет и он менее маневренный  в полете. Это обстоятельство очень важное. Но... есть и другие обстоятельства и они не в пользу МИГ-35.  Начнем с боевого радиуса действия самолетов. У Рафаля он в 1.8 раза больше, чем у МИГ-35. Хотя топлива он берет столько же сколько и МИГ. Но он на полторы тонны легче. Естественно, имеет более экономичные двигатели и поэтому у него намного больше боевой радиус. Индия страна большая. Для Индии важно иметь самолет с большой дальностью полета.... Кстати, говоря о сравнительном ВЕСЕ самолетов, надо отметить, что на МИГ-35 находит яркое отражение ДЕГРАДАЦИЯ российской авиационной промышленности. Да, есть двигатели с вектором тяги, есть современная радиолокационная станция. Но... УТРАЧЕНА технология изготовления баков для горючего.  БОЧКУ для авиационного керосина не можем уже сделапть !( Нет уже былых производителей, распроданы на металлом уникальные станки, а здания и территории заводов приватизированы для целей торговли импортным товаром (((  На МИГ-29 баки были цельнолитые, из магния. Сегодня не можем делать цельнолитые, а вынуждены делать их КЛЁПАННЫМИ. В результате баки стали тяжелее... Это разве не деградация ? Клепать...19- век!

Далее. Когда я служил в истребительной авиации, мы, солдаты и сержанты срочной службы, с некоторой завистью смотрели на учебные плакаты с изображениями американских самолетов, под крыльями которых лежали горы бомб и ракет, которыне они могли взять на борт. И мы сравнивали с нашим убогим ЯК-28П, у которого было только ДВЕ ракеты  и всё. Больше ничего он нести не мог. Двигатели слабые.

Прошло много лет, как гвардии ст.сержант 641-го авиационного истребительного полка, закончил свою службу.  И что же он читает сегодня ? А то, что количество точек подвески оружия у почти "замшелого" Рафаля - 14 штук, а у МИГ-35 их только 9 штук. И масса "полезной нагрузки" - то есть того оружия, которым надо поражать противника, у Рафаля 9,5 тонн, а у МИГ-35  она всего 6,5 тонн. Хотя сам МИГ-35 тяжелее и тяга двигателей побольше, но взять побольше оружия он не может. Но истребитель должен не только красиво летать ! Он должен быть и хорошо вооружен поражающими средствами. И получается, что Рафаль не лучше как самолет, но по дальности боевого действия и по вооржунности он сильнее чем МИГ-35. Индусы предпочли более "дальнобойный и более вооруженный" самолет. К тому же особого выбора у них и не было. Не покупать же самолеты у американцев, у которых боевой радиус еще меньше, а главное американцы уже более 50 лет традиционный поставщик вооружений ПАКИСТАНУ - первому потенциальному противнику Индии. В случае войны американская электроника может "вдруг" отказать...

Писать можно много на тему , почему выбрали индусы именно "Рафаль", но я здесь ограничусь тем комментарием, который написал на сайте газеты "Ведомости" к размещенной выше статье  "Удержаться в Индии". Комментарий таков.

Автор статьи во многом прав, так как советский задел в военном НИОКР не бесконечен, а российского почти нет. Утверждают, что ОТКАТ в НИОКРе РФ на военные разработки составляет до 80%  от выделяемых финансов, то есть на НИОКР просто ничего не остается. ВСЁ разворовывается. И индийцы это знают. МИГ-35 это один из очень многих случаев бесконечной модернизации советских самолетов. Конкретно - прекрасного советского самолета для начала 90-х годов - МИГ-29. Его недавно решили настроить под стандарты НАТО словаки и привлекли к этому и наших, и американских специалистов. Считается, что этот самолет еще долго не будет списан в утиль. Еще полетает в странах, не претендующих на статус военной сверхдержавы. Кстати, если говорить о глубоко модернизированных российских самолетах, то СУ-34, при всей гнусности Погосяна с его проектом "Суперджет", фактически заблокировавшим российский гражданский авиапром, и все таки СУ-34 в войне с Грузией за 4 боевых вылета доказал, что это НОВАЯ эффективная машина. Конечно, сравнивать легкий фронтовой многофункциональный истребитель МИГ-35 и достаточно тяжелый многофункциональный фронтовой истребитель-бомбардировщик СУ-34 не совсем корректно....

 

Но в случае с Индией надо помнить, что эта страна всё-таки всегда стремилась к диверсификации военных закупок. Естественно, избегая, по возможности, закупки вооружения у тех стран, которые поставляют вооружение Пакистану. Что США делают уже более полувека.

Поэтому лет 30 назад Индия покупала артиллерийские системы от фирмы "Бофорс" ( кажется шведской) и, как мне помнится, в связи  с этой сделкой был большой коррупционный скандал в Индии в начале 80-х годов. Там тоже коррупции очень много, просто она не беспредельна, как в России и время от времени индийцы своих коррупционеров выявляют.  В этом, в частности и проявляются преимущества индийской буржуазной демократии и индийской реальной многопартийности ...... В отличии от тандемократии и полуторапартийной системы в РФ ((( 

 

Что же касается выбора индийцами самолета "Рафаль", то вряд ли французский истребитель намного лучше МИГ-35... Но он французский...

Вот, например, Пакистан закупил 200 танков "Оплот", которые получше, чем наш Т-90. Не намного, но явно получше. Однако, Индия не стала отказываться от российского танка в пользу украинского "Оплота". Украина -поставщик танков Пакистану. Значит лучше от нее воздержаться )

 

Политика.... В вопросах закупки вооружений политика всегда очень сильно влияет на выбор производителя закупаемого иностранного вооружения. Очень часто она даже определяет невозможность подобного  выбора. Как, например, у стран - американских сателлитов.

Россия такого преимущества лишена. Она потеряла все зависимые от нее страны в вопросах закупок вооружений. Чтобы не растерять в пользу не американцев, а других производителей вооружений те страны, которые бы желали "воздержаться" от закупок оружия у нах конкурентов, России надо СРОЧНО возрождать военную науку, военный НИОКР, жестоко карать за расхищение средств, выделенных на ВПК, ибо такое расхищение средств на ОБОРОНУ, есть ни что иное, как измена Родине. Ни больше, ни меньше. И, если будут созданы нормальные условия для  восстановления ВПК, то мы еще сможем снова делать современное оружие ДЛЯ СЕБЯ и вполне успешно конкурировать с другими экспортерами вооружений. Хотя бы для таких стран, о которых, пишет автор в статье "Удержаться в Индии". Например, для Вьетнама, который никогда не купит ни китайского, ни американского оружия. И правильно сделает. Чтобы не "отказало" в случае войны с союзниками США.

Что же касается российской авиации, то она также важна, как и средства ПВО. И она должна снова высоко взлететь ! 

 
30 мая 2012 года . Сергей В. Строев



Таблица: сравнительные характеристики самолётов принимавших участие в индийском тендере MMRCA
Название: Dassault Rafale[22] Eurofighter Typhoon[23][24] F-16IN
Super Viper
[25][26]
F/A-18E/F
Super Hornet
[27][28][29][30]
JAS 39 NG(IN)[31][32][33] МиГ-35[34][35][36][37][38]
Rafale durant la guerre de Libye.jpg Eurofighter Typhoon AUT.jpg F-16 June 2008.jpg FA-18 Hornet VFA-41.jpg Saab-JAS-39 at ILA 2010 05.jpg Mikoyan-Gurevich MiG-35 MAKS'2007 Pichugin.jpg
Страна: Flag of France.svg Франция Flag of Germany.svg Германия
Flag of Italy.svg Италия
Flag of Spain.svg Испания
Flag of the United Kingdom.svg Великобритания
Flag of the United States.svg США Flag of the United States.svg США Flag of Sweden.svg Швеция Flag of Russia.svg Россия
Производитель: Dassault Aviation Eurofighter GmbH Lockheed Martin Boeing Defense, Space & Security Saab AB РСК „МиГ“
Длина: 15,27 м 15,96 м 15,03 м 18,31 м 14,10 м 17,30 м
Размах крыла: 10,80 м 10,95 м 10,00 м 13,62 м 8,40 м 12,00 м
Площадь крыла: 45,7 м² 50,0 м² 27,9 м² 46,5 м² 30,0 м² 38,0 м²
Масса пустого: 9 500 кг 11 000 кг 9 979 кг[39] 14 552 кг[30] 7 100 кг 11 000 кг
Масса полезной нагрузки: 9 500 кг 7 500 кг 7 800 кг 8 050 кг 5 300 кг[40] 6 500 кг
Максимальная взлётная масса: 24 500 кг 23 500 кг 21 800 кг 29 937 кг[30] 14 300 кг[41] 29 000 кг
Двигатель: 2 × Snecma M88 (англ.)русск. 2 × Eurojet EJ200 (англ.)русск. 1 × GE F110-132 2 × GE F414-400 (англ.)русск. 1 × GE F414G (англ.)русск. 2 × РД-33МКВ
Максимальная тяга: 2 × 50,0 кН 2 × 60,0 кН 1 × 84,0 кН 2 × 62,3 кН 1 × 62,3 кН 2 × 53,0 кН
Тяга на форсаже: 2 × 75,0 кН 2 × 90,0 кН 1 × 144,0 кН 2 × 98,0 кН 1 × 98,0 кН 2 × 88,3 кН
Масса топлива (внутренние баки) 4 700 кг 4 996 кг[42] 3 265 кг 6 780 кг 3 360 кг[33] 4 800 кг
Точек подвески: 14 13 11 11 10 9
Максимальнаяскорость на высоте: 1,8+ Маха[43] 2,0 Маха[44] 2,0 Маха 1,8 Маха 2,0 Маха[45] 2,25 Маха
Боевой радиус: 1 800 км 1 390 км[46] 550 км 722 км 1 300 км 1 000 км
Практический потолок: 17 000 м 19 812 м 18 000 м 15 000 м 15 240 м 17 500 м
Скороподъёмность: 305 м/с 315 м/с 254 м/с 228 м/с н/д 330 м/с
Тяговооружённость: 1,13 1,18 1,10 0,93 1,18 1,10
Управляемый вектор тяги: нет есть[47] нет нет нет есть
БРЛС с АФАР: есть нет есть есть н/д есть
Стоимость, 2011 год: от $85 до $124 млн в зависимости от комплектации[4] $120 млн[4] $50,0 млн[48] $55,0 млн[49] $48,0 млн ~$45,0 млн

Автор просит извинения у читателей за неудобную для чтения широкую рамку статьи на мониторе. Но она задана ТАБЛИЦЕЙ.




Назад на Главную страницу


Боже, храни Россию !

 
Hosted by uCoz