Строев    Сергей     Всеволодович
                      Научные работы, политологические статьи, комментарии  С.В. Строева
                            
Публикации иных авторов 2005-2013 г.                                                                                                               Слава  России !       

                        События и оценки. Обновлено  12 августа 2015 года

Живой Журнал Сергея В. Строева


                                           
  Вниманию читателя ! Рекламный блок хостинга UCOZ убирается только кликом по малозаметной
  вертикальной серой полоске слева от блока. Кликнув по "крестику" внутри блока Вы блок не уберете.
                                                  

        В О Е Н Н Ы Е   В О П Р О С Ы         



              Cергей В. Строев                      

ИНДИЯ-РФ: "ПЕРВЫМ ДЕЛОМ, ПЕРВЫМ ДЕЛОМ САМОЛЕТЫ....."

Этот заголовок молодым не понятен, ибо это слова из старой песни. С очень правильными словами. Хотя, увы, Ме-109 ("Мессершмидт") оставался одним из самых лучших немецких самолетов до конца войны и, при наличии бензина, он продолжал сбивать наши самолеты, хотя и не так успешно, как это было в начале войны, когда наши летчики летали на том. что немцы презрительно называли "рус фанера"... Песня же эта из фильма "Небесный тихоход" - и ее поют военные летчики : " Первым делом, первым делом - самолёты. Ну а девушки, а девушки - потом... " Фильм снят еще во время войны, но уже в победном 1945 году и поэтому это уже музыкальный фильм с элементами "военной комедии".

Однако, если говорить серьезно, то уже опыт Второй мировой войны наглядно показал, что для победы на земле , помимо превосходства в обученной и имеющей боевой опыт моторизованной пехоты, помимо многочисленной и не уступающей противнику артиллерии и танков нужно также обязательно иметь господство в воздухе. Нужна сильная авиация. Нужны хорошие самолеты.

Авиация - "любимый род войск" у американцев. Уже бои в Арденнах на стыке 1944 и 1945 годов показали, что при полном американском господстве в воздухе немцы не могли использовать свои самые боеспособные войска - танковые. Причем, если в пустынях Ирака американцы бомбили сами танки, то 60-ю годами ранее им достаточно было бомбить любой автомобиль- бензовоз ( дизтопливо, ввиду его нехватки, было расписано только для подводных лодок) и новые немецкие танки становились обездвиженными. При отступлении из Арден немцы были вынуждены взрывать новенькие "Пантеры", потому что американская авиация оставила их танки без топлива. . Поэтому, действительно, получилось тогда, то  "первым делом, первым делом  самолеты", ну а танки - чуть потом.

За прошедшие последние лет 15-20  американцы наглядно доказали. что они могут  заставить капитулировать более слабого противника ( или разгромить его) при помощи преимущественно своих военно-воздушных сил и крылатых ракет.

И , если в Ираке все таки потребовалась наземная операция американцев, то Сербию сломили в 1999 году только атаками с воздуха. Но массированными и длительными. Разрушающими всю инфрастректуру страны, ее энергетику.

Мораль: авиация как была крайне необходима для успеха в прошлых войнах ХХ и начала ХХI века, так же она необходима и сегодня, и в обозримом будущем.

В Интернете появилась статья из "Свободной прессы", ссылку на которую не даю ( ибо ее легко найти по заголовку ), потому что мне не понравился там именно  заголовок : " FGFA: Дели подрезает крылья Москве". Сам материал там вполне объективный, но какой-то "душок" в нем всё же есть.... Написано со злорадством.

Поэтому,   несколько слов от себя  по поводу "подрезанных крыльев".
Сам я служил в авиации очень давно и меня можно смело считать дилетантом в вопросах современной авиации. Но, как бывший авиатор, я всегда интересовался темой современной авиации и много читал о ней. О нашей и американской.

Но здесь упомянем некоторые причины возможного сокращения индийского заказа, о чем ни слова не сказано в упомянутой статье
 , где речь идет только о, якобы, планируемом сокращении индийского заказа на самолеты СОВМЕСТНОЙ разработки РФ и Индии на базе российского "стелс-самолета" ПАК ФА ( Т-50).

Россия ( СССР) всегда традиционно отставала от США в новейшей авиационной технике. Не так радикально, как от немцев перед войной, но заметно. Во время моей службы в авиации эта разница была очень большой. В основном из-за мощности авиамоторов. Позднее, она постепенно сокращалась, но в новейших разработках американцы по части авиационной техники все же оставались впереди. Хотя вся их техника была намного дороже нашей. Но, если ты сам печатаешь доллары США для себя и для остального мира - это не очень уж и проблемно. Мы себе не могли позволить тратить столько денег на авиацию.

И всё же  моменту распада СССР мы почти сравнялись с американцами, но потом были почти 20 лет топтания почти на месте. Экспортные заказы из Китая, Индии и ряда других стран "третьего мира" на последние разработки советской авиастроительной конструкторской мысли спасли военную авиапромышленность от полного ее уничтожения, но отставание было неизбежно. Американцы были первыми, которые создали многофункциональные ударные самолеты пятого поколения с малозаметной отражающей поверхностью для радаров ПВО. При этом они давно смогли серийно выпустить почти 300 самолетов F-22 "Раптор", каждый из которых стоит не меньше, чем если бы по весу он бы был из золота.

В последние годы американцы пытались и пытаются довести "до кондиции" F-35 как более дешевую, но и более многосерийную версию ( до 3000 единиц) "динозавра-раптора", размерами и ударными возможностями поменьше, чем у F-22. Этот самолет американцы хотели также навязать и своим союзникам по НАТО и тем самым несколько "отбить" расходы на его создание. Но F-35, неожиданно, оказался весьма неудачным самолетом. Хотя он давно уже и летает.
И тем не менее запускать его в крупную серию американцы не решаются, Да и союзники стали намекать, что такой дорогой и не очень нужный им самолет они не вполне готовы покупать у американцев. При этом, еще во время войны с Ливией, стали просачиваться данные о том, что несмотря на баснословную свою стоимость и "золотой Раптор" F-22 тоже имеет свои недостатки. Его радиопоглощающее покрытие оказалось не рассчитанным на длительную эксплуатацию самолета в неблагоприятных климатических условиях - оно боится воды и влажности. Ни одного F-22 американцы в Ливию так и не послали, хотя бы для его проверки в боевых условиях с заведомо более слабым противником.

"Младший брат" самолете-стелс F-22, более новый F-35, "оказался неудачным самолетом" в том смысле, что в ходе его первоначальных испытаний и последующих доработок все время появляются какие-то все новые проблемы и при их устранении все время увеличивалась его стоимость - с первоначальной стоимости в 40-50 миллионов долларов до 90-115 миллионов за штуку , причем это цена самолета БЕЗ ДВИГАТЕЛЯ.  С двигателем эта цена заметно выше....


F-35  полете
Как пишут сами американцы:

"Сотни проблем продолжают преследовать многострадальный проект по созданию истребителя Joint Strike Fighter. В новом отчёте главного инспектора Министерства обороны говорится о том, что основные технические характеристики и надёжность одной из самых дорогих программ по разработке оружия в истории США вызывают большие сомнения.

Расследование началось в феврале 2012 года и продолжаются уже 16 месяцев. За это время Управление главного инспектора (агентство в Пентагоне, отвечающее за расследования дел, связанных с утилизацией военных отходов, мошенничеством, нарушением правил безопасности и другими должностными преступлениями) выявила более 360 «проблем», касающихся истребителя F-35 Lightning II, 147 из которых названы «крупными».

Но это общая болезнь всей современной военной техники - от её  проектной стоимости до принятия на вооружение цена всегда очень сильно повышается. Как правило, раза в два... Тут мы снова можем вспомнить Индию. Цена перестройки советского ТАРК в индийский авианосец "Викрамадиться" также постоянно повышалась и постоянно переносились сроки сдачи его в эксплуатацию индийцам, что , конечно , их не радовало. Та же история и с -35. Цена возросла вдвое . а сроки сдачи увеличились на 4-5 лет. До 2016 года серийных F-35 пока   не будет. Хотя задуман был самолет неплохо. Его достоинство не только в малозаметности, но и в целом это интересная концепция многоцелевого самолета- универсальной платформы. Образно говоря это летающая "Армата" ))) То есть на одной платформе создаются разные модификации, заточенные под различное использование. Самая дорогая ( процентов на 20 ) - палубная версия для ВМС. Но она и технически самая сложная. И с ней были связаны многие проблемы, из -за которых в западных источниках были даже заявления, что F-35 "никогда не сможет сесть на палубу авианосца". Хотя он после доработак садился. Но в каких условиях ? Например, во время моей службы в авиации очень сильная машина - истребитель F-104 разбивался так часто в Западной Германии, что его обозвали "летающий гроб". Но в Испании он ни разу не потерпел авиакатастрофы. Однако в Германии, где предполагалось основное поле битвы Третьей мировой войны он летал часто и в любых метеоусловиях, а мудрые испанцы выпускали в небо этот самолет только днем и только при хорошей летной погоде. Самолет один и тот же, но его аварийность в двух странах была совершенно разная. Мы не знаем в каких условиях садился F-35 на палубу.... Вообще критики , именно западной, было очень много... Так в Австралии одна "оценочная" контора даже заявила. что "настойчиво навязывая F-35 своим союзникам, американцы ведут себя как продавцы мотоциклов, пытающихся всучить покупателю скутер с движком в 50 куб. см. ".   Какие проблемы у ПАК ФА ( Т-50) мы не знаем. Но он заявлен к вводу в эксплуатацию одновременно с F-35 - в следующем году. При этом, якобы. у него скорость на 500 ( !) км-час выше, маневренность выше, а дальность полета в два раза больше, чем у F-35. Неудивительно, что индийцы хотели бы приобрести этот самолет, якобы по 100 млн. долларов за штуку , но с двигателем. ))) Вообще есть такое впечатление, что ПАК ФА скорее некий "аналог" F-22 , а не F-35. Он даже конструктивно весьма  похож, хотя и не такой "корпулентный", как F-22 )))


К чему я всё это пишу ? Пишу к тому, что самолеты пятого поколения пока не отработаны технологически даже у американцев. При их временной форе почти в 20 лет. Американский опыт показал, что самолеты пятого поколения при их очень большой цене, возможно, не смогут полностью заменить самолеты поколения 4 + или 4 ++ . Они малозаметны, но менее маневренны и менее скоростные, чем 4++.
 
Можно смело утверждать, что эти же самые проблемы есть и у российских, и у совместных российско-индийских разработках самолетов пятого поколения.

ПАК ФА ( Т-50 ) в полете
 
ПАК ФА ( Т-50) уже летает и даже в трех экземплярах. Но быстро довести его "до кондиции" пока не получается. Это понятно и индийцам. Поэтому не стоит усматривать в сокращении заказов на самолеты этого типа, как на недоверие именно к российской авиатехнике. Тут скорее всего нет уверенности в большой пользе от крупносерийного производства очень дорогих самолетов пятого поколения. Прошедшие в 2015 году в Англии учебные бои между англичанами на "Торнадо" и индийцами на российских СУ-30 МКИ закончились с разгромным счетом 12-0 в пользу индийцев ( и в пользу Су-30МКИ). Этого не ожидали...

Конечно, это не были учебные бои с F-35 или F-22. Пилоты состязались на самолетах примерно одного поколения. Но счет "всухую" 12-0 говорит сам за себя. При этом СУ-30 МКИ давно технологически отработанная машина и стоит гораздо дешевле, чем самолеты пятого поколения. А опыт опять же войны с немцами показал, что преимущество в тактико-технических характеристиках военной технике дает преимущество армии, если таких новейших образцов техники МНОГО. Если же этой техники достаточно много, но при этом у противника несколько более слабой техники в разы больше, то тогда это преимущество может себя и проявить, а может и не проявить так, как надеялись конструкторы. Главное, чтобы преимущество не было слишком большим.

Самый наглядный пример тут в советских и немецких танках с 1941 по 1944 год.
 У СССР было около 20 000 легких танков, что в разы превосходило количество немецких танков летом 1941 года. Но эти легкие танки были слишком легкой добычей для немецких средних танков и артиллерии. Тонкая броня, слабая пушка. Почти все эти легкие танки немцы сожгли еще до наступления на Москву.
Но у СССР были танки Т-34, которые летом 1941 года качественно превосходили любые немецкие танки. Но они составляли всего 5% от количества советских танков и до контрнаступления под Сталинградом они не делали "погоды" на фронте. Их было слишком мало. Постепенно их становилось всё больше, но немцы заменили 56 мм танковую пушку на калибр 77 мм с длинным стволом и уже к весне 1942 года технические преимущества Т-34 в сравнении с "Панцер-4" были немцами устранены. А "Панцер-4", с более мощной броней, чем у Т-34-76 немцы продолжали выпускать и успешно использовать в боях до самого конца войны. Хотя это танк самого начала войны, но он был технологически полностью отработан и был гораздо дешевле в производстве, чем "Пантера". не говоря уже о тяжелом "Тигре", который был и очень дорогой и требовал много времени для его производства. Поэтому из "Пантер" формировались танковые дивизии, а из "Тигров" только тяжелые танковые батальоны усиления. Ибо их было достаточно мало. По той же причине из тяжелых советских танков ИС-2 в 1945 г. формировались только гвардейские полки "танкового прорывы обороны немцев".

( Используя одни и те же наименования соединений у нас и у немцев, следует иметь в виду, что при одинаковом названии количество техники и живой силы было разным. Так, наш танковый корпус в начале войны имел меньше танков, чем немецкая танковая дивизия, а Второй танковый корпус СС, который чуть не прорвал оборону в районе Прохоровки, имел в своем составе ТРИ дивизии , из них две танковых по 200 танков в каждой и одну механизированную, также с танками, но в меньшем количестве. Немецкая пехотная или танковая ДИВИЗИЯ насчитывала в начале войны по штату 16 тыс. человек, а наша дивизия от 8 тыс до 10 тыс. солдат и офицеров. То то есть по людям наша дивизия была в два раза слабее. Хотя военный термин один и тот же.... К 1944 году численность личного состава в немецких дивизиях снизилась до 10 тыс. и сравнялась с советскими )

К началу битвы на Курской дуге, были сформированы уже советские танковые армии. Примерно по 350 танков, то есть как две немецкие танковые дивизии, уже имевшие потеря в боях, но и там Т-34-76 составляли не более 50% процентов от общего количества танков в таком объединении. Остальные были легкие танки Т-70. А немцы к этому времени уже выпустили средне-тяжелый танк "Пантеру", очень тяжелый танк "Тигр" с длинноствольной пушкой 88 мм и бронированные монстры - самоходки "Фердинанд", от лобовой брони которого наши снаряды просто рикошетили. И это был даже не танк, а мощное самоходное орудие, которое у нас было всегда гораздо слабее бронированным, чем танк.

"Тигр" мог расстрелять Т-34-76 с расстояния до двух километров, а Т-34-76 мог поразить "Тигр" только с расстояния 300-400 метров и только в борт. Потери советских танков в Курской битве были огромные. Так, в бою под Прохоровкой наш 29-й танковый корпус потерял 77% танков за несколько часов боя. Но новые танки "Пантера" и "Тигр" надежд Гитлера всё же не оправдали, хотя именно из-за их выпуска он оттянул начало наступления с мая до 5-го июля, дав нам время чтобы подготовить стратегическую оборону. Почему не оправдали такие мощные танки надежд Гитлера ? Потому, что этих новых немецких танков было слишком мало для такого крупного сражения ( в боях на Курской дуге было 200 "Пантер" - одна дивизия, а "Тигров" было еще меньше ). Победил МАССОВЫЙ танк Т-34-76.

Но потери наших средних танков Т-34-76 были столь велики и перспективы были настолько тревожны, что к весне 1944 года выпустили Т-34-85 с пушкой 85 мм и более мощной броней. Который стал тоже массовым танком. А позже мы выпустили и "тяжелый танк прорыва" ИС-2, который был по орудию даже сильнее "Тигра". Но тяжелых танков прорыва было мало и у немцев, и у нас.

Вот такие примеры с "качеством вооружения и его количеством"....

 В статье, про Индию это верно подмечено в отношении состава ВВС Индии.. У индийцев довольно много самолетов 60-х и 70-х годов. Но при этом, в целом, количество самолетов явно недостаточно для четвертой по мощи армии мира ( после США, России и Китая ). И этот дефицит надо восполнять современными самолетами 4++ , не дожидаясь массового прихода самолетов пятого поколения.

И самое последнее про самолеты поколения 4++... На этой неделе ИНДОНЕЗИЯ заявила, что отказывается в дальнейшем от закупок американских самолетов и вместо них будет покупать российские. Какие ? Те же самые Су-30МКИ.
Так что еще не известно кто и кому в перспективе "подрезал крылья"

Российская версия СУ-30 СМ

Сергей В. Строев. 8 сентября. В день Бородинской битвы.


 Назад на Главную страницу
                                                            

     

  
 
Hosted by uCoz