Строев
Сергей Всеволодович Слава России ! |
|
Сергей В. Строев
Заметки о консерватизме, как идеологии Вождь консервативной исламской революции 1979 года в Иране аятолла Хомейни Консерватизм,
как идеологическое течение, неизменно входит
в состав, так называемых «базовых
идеологий». Сама
численность этих «базовых идеологий»
весьма спорна. Обычно в это число входят консерватизм, либерализм и
социализм.
Но националисты, например, нередко заменяют в этом
«перечне» консерватизм
национализмом. И тогда в этом перечне остается снова три
«базовые идеологии»,
но в ином составе. Однако, приверженцы иных идеологических течений
могут
включать в этот «базовый перечень» и собственные
идеологии: от анархизма и
троцкизма, до национал-социализма. И отрицать, что последние - НЕ
идеологии,
это было бы слишком
неверно и
малопродуктивно. Что такое «базовые идеологии» ?
Это те, кто имеет максимум
сторонников? Или
те, которые наиболее
распространены в мире? Но в политической истории человечества разные
идеологии в
разных странах и в разные времена
имели
совершенно разные степени распространенности и влияния на людей, на
общество. Фашизмом,
или
его крайне радикальной версией – нацизмом, с 20-х годов ХХ
века была заражена
почти вся Европа, а не только Германия. Во Франции к 1936 году только
усилиями
Народного фронта удалось не допустить французских нацистов к власти. Но
и
стремительное поражение Франции в 1940 году нацистской Германии и факт
создания
добровольческих французских дивизий СС, которые воевали зачастую лучше
самих
немцев в самом конце войны, когда нацистская Германия уже потерпела
полный
крах, а Париж был уже свободен от немецких войск -
это всё ведь не
спроста. Это
факт истории. Австрийские нацисты были не
менее фанатичны чем немецкие. Фашистская Италия, Испания, Португалия,
фашизоидные Румыния, Словакия, Венгрия – это ли не
свидетельства
распространенности различных версий радикального европейского
национал-шовинизма,
антикоммунизма и даже мистического ( но вполне реального в практике
геноцида) расизма
в гитлеровской Германии. При этом нацисты
и фашисты не были идеологически
одиноки даже в своих странах. Так, известно, что Гитлер никогда не любил
Берлин и никогда не
считал его «своим городом».
До
установления диктаторской власти Гитлера столица Германии и некоторые
земли
Германии считались почти коммунистическими. Не социал-демократическими,
а
именно «коммунистическими». То есть, влияние
Коммунистической партии Германии
там было сильнее, чем влияние нацистов. Не
очень
задолго до своего прихода к власти Гитлер чудом не был арестован в
автомобильной
поездке по территории Саксонии полицейскими-коммунистами, которые
обязательно
посадили бы его в тюрьму, но могли бы и убить там же на месте, за
городом. В
той же
фашистской Италии итальянские коммунисты воевали с Муссолини и в конце
войны
расстреляли и позорно повесили его. Китайские
коммунисты захватили власть в самой многонаселенной стране в мире в
1949 году.
К ним приобщились вьетнамцы, корейцы…И уж совсем удивительно
– в 1961 году
коммунистом стал прежний «розовый»
социалист-революционер Фидель Кастро. Поэтому,
сводить список идеологий, которые не так уж и давно двигали сотнями
миллионов
людей в мире, лишь к трем «базовым идеологиям» я бы
воздержался. История нередко
ходит по кругу. Однако,
наша
тема – консерватизм. В чем он отличен, как идеология, от
других идеологических
течений? И в чем он схож? Консерватизм,
хотя и по разному понимаемый в разных странах, тем не менее, в своих
наиболее
общих чертах представляет собой идеологию, имеющую за собой длительную
традицию
и при этом продолжающую опираться на свою традиционалистскую социальную
базу в современном, весьма
быстро меняющемся обществе. И сегодня
он является идеологией,
имеющей реальное
и современное политическое измерение – то есть способность
превращаться в
базовые цели и в программные документы общественных и политических
движений,
политических партий. Существующий
не одно столетие, консерватизм многими исследователями считается как
ответная
реакция на «ужасы Великой
французской
революции», хотя более ранняя английская буржуазная революция
и эпоха Кромвеля
была не менее кровава. К
тому же
«цитаделью» консерватизма как политической
идеологии и политического течения яс
давних пор является именно Великобритания, население которой весьма
ревностно
относится к своим традициям, что является хорошей питательной средой для консерватизма. Консервативная партия
постоянный ведущий актор
на британской политической сцене в отличии от Франции, Италии, где социал-демократы и даже
коммунисты были
сильнее своих британских идеологических коллег, хотя и уступали
консерваторам в
лице демохристиан в Италии или правых голлистов во Франции. В
послевоенной
Западной Германии также ведущая политическая роль долго принадлежала к
консервативным демокристианам, которых поддерживали оккупационные
западные
державы. Лишь периодический приход к власти правых социал-демократов (
впервые
– лейбористов в Великобритании в 1945 году) покончил с
фактической монополией
правоконсервативных партий в Европе. Консерватизм
пережил эпоху модерна и связанные с нею идеологии социализма и
либерализма.
Пережил он и этап расцвета фашистских идеологий в Европе в первой половине ХХ века.
Фашистские европейские
идеологии и, особенно, германская национал-социалистская идеология
нередко спекулировали
на многих принципах консерватизма, но никогда не являлись его крайними,
«извращенными
формами». Они провозглашали себя как новые и
«революционные» идеологии. Для них
традиционный консерватизм был слишком умеренным и «не
революционным». С
наступлением эпохи так называемого «постмодерна» ХХI века,
консерватизм не
ушел в прошлое, как некая идеология ничем
не замутненного традиционализма и даже ретроградства. Из этого можно
сделать важный
вывод: консерватизм,
действительно,
является такой «базовой»
идеологий,
которая в современных условиях, в принципе, не препятствует
модернизации
общества как таковой. Однако, при этом, с другой стороны, консерватизм
во
многом стабилизирует
базовые основы
общественного бытия. Свойственными
только ему методами консерватизм
сдерживает
неизбежное общественное развитие в таких рамках, выход за которые
означал бы
неконтролируемый и хаотический процесс объективно назревшего
реформирования
общества такими методами и в таких формах, которые зачастую наносят
большой вред самому
субъекту и объекту реформ – самому
обществу и реформируемым общественным отношениям. В этом смысле вполне
справедливо
утверждение, что одна из общественных функций консерватизма есть
охранительная
функция. Что, совершенно не тождественно функции охраны существующего
политического режима или социально-экономических отношений. Консерватизм
может выступать и против
политического режима, осуществляющего модернизацию в формах,
подрывающих
базовые устои общества. Классическим примером «консервативной
революции»
явилась »исламская революция» аятоллы Хомейни в
Иране в 1979 году, которая не
только свергла традиционного правителя страны – персидского
монарха ( Шаха
Ирана), но и полностью отвергла проводимый шахским режимом путь на
модернизацию
общества по западным образцам. По мнению религиозно консервативных
аятолл, шах
в своей государственной политике ориентировался прежде всего на
«морально и
духовно разлагающиеся и при этом умышленно разлагающие другие народы
Соединенные Штаты Америки, провозглашенные консервативными
революционерами
Великим Сатаной. Возврат консервативными революционерами своей страны
– Ирана -
к средневековым традициям ограничился в основном сферой соблюдения
гражданами
Исламской Республики Иран религиозных предписаний и особым исламским
государственным строем. Но он
не
препятствует развитию образования, науки и техники и даже созданию
собственного
ядерного оружия и современных средств его доставки. Что требует весьма
высокого
уровня развития науки и научно-технических кадров. Этот потенциал у
«консервативного
Ирана» сегодня, очевидно, есть. Консерватизм в Иране не
является помехой для
технологической модернизации Ирана даже в условиях применяемых к этой
стране
экономических санкций. Таким
образом, приведенный пример «консервативной
революции» в Иране свидетельствует
о том, что консерватизм отнюдь не всегда стремится «вернуть
общество к старым
порядкам», что это чисто традиционалистская идеология. Иногда
она может быть
даже революционной и нацеленной на ускоренное развитие страны и
общества, но..
на условиях сохранения базовых, традиционных ценностей, свойственных
конкретной
стране и ее народу. Эти
ценности
могут быть в самых различных сферах в разных странах: социальные или
религиозные доктрины, государственный и общественный строй,
традиционные
институты, традиционные духовные ценности и даже традиции
предпринимательской
деятельности. Набор этих ценностей может
быть разным как в разных странах, так и в разные
эпохи бытия одной и той
же страны. При этом в современную эпоху «чистый
консерватизм» явление нечастое.
Оно больше присуще исламскому миру. Что же касается европейского
консерватизма,
то он может весьма причудливо переплетать в себе и чисто
консервативные, и
либеральные, и даже социалистические ценности. Так,
например, поздний СССР начала 80-х годов ХХ века был очень
консервативным
государством. В нем
провозглашались
фактически сакральными: социальная доктрина, государственный и
общественный
строй и присущие им институты, официально отвергалась духовность,
базирующаяся
на вере в Бога ( который был подменен бородатыми
«пророками» Марксом и
Энгельсом и «вечно живым» демиургом В.И.Лениным, учение которого
провозглашалось
«единственно верным»), частное
предпринимательство в СССР принципиально запрещалось. Это
можно считать
и вполне правомерно объявить как проявления в жизни СССР социалистической
идеологии. Но не для людей, родившихся и живших в такой
стране
десятилетиями – это было уже не «революционной
социалистической идеологией» (
какой она была для её создателей и тех, кто ее осуществил на практике).
Для
обычных, рядовых граждан СССР, как минимум, для
двух поколений советских людей, это была уже сугубо консервативная и охранительная идеология.
Охраняющая и сохраняющее
то, что уже реально существовало несколько десятилетий – а
это весьма большой
срок в рамках индивидуальной человеческой жизни. Советский
консерватизм, однако, оказался политически уязвимым. Тем более, что он
рядился
в одеяния «революционного модернизма», которого на
деле, со временем, не стало.
И простой народ, наконец, увидел, что «Король-то
голый!». Крах такого
«переодетого консерватизма» был лишь вопросом
времени и обстоятельств.
Советский консерватизм пал в процессе неизбежных реформ с тем огромным
ущербом
для граждан СССР, о чем мы писали выше. То есть он не справился со
своей
задачей быть «тормозом « для слишком быстрых,
необдуманных, а тем более афёрных
реформ общества. Он не сыграл своей социальной роли. Это
не
означает, что консерватизм обречен как политическая идеология. Как и любая идеология, он
может проиграть в
какой-то конкретной стране,
остро
ощущающей необходимость перемен и в то же время ощущающей отсутствие у
верховной власти желания и возможности проводить необходимые перемены в
обществе. Три русских революции 1905 и 1917 годов, равно как и
переворот 1991
года в СССР, наглядно доказывают, что судьба консервативной идеологии
очень
сильно зависит от правильной консервативной политики, от
социально-экономического и политического курса власти. Если под
консерватизмом
понимается политика подавления тех, кто призывает к переменам в
обществе, это
правильнее называть словом «реакция»,
«авторитаризм» или
«тоталитаризм». Но это
уже характеристики режима, а не сущности его идеологии. Современная
политика в РФ также считается
«социально-консервативной». (Д. А. Медведев утверждал это
в статье, опубликованной в «Financial Times» в
Представляется, что ответ на
этот вопрос мы
получим быстрее, чем мы сами ожидаем. И этот ответ будет отрицательным.
Что
совсем не означает, что «консерватизм» в России не
«сработал». А был ли он, как
идеология, реально внедрен в общественную практику России? Или, на самом деле,
абсолютно господствовали
крайние формы экономического ( но не политического) либерализма, слегка
прикрывающиеся иногда, по случаю, фразеологией консерватизма. То
есть снова
российский народ видит сцену с переодеваниями. С неизбежным прозрением
и
сакраментальной фразой: »А Король ведь голый!»
Но консерватизм, как цельная идеология, тут не
причем. В России
консерватизм всегда подменялся чем-то другим. А как обстоят дела с
консерватизмом в
«либерастической» Европе? В
современной Европе, как и в Европе после Первой мировой войны, опять
начинается
и политическое, и связанное с ним идеологическое, брожение. Хотя
причины для
этого несколько иные. Если тогда главными причинами была послевоенная
разруха,
униженное положение побежденных в войне держав, недостаточные темпы
развития
экономики, а затем и Великая депрессия – кризис мирового
капитализма, то
сегодня это снова экономический кризис, но усугубляемый массовой
инокультурной,
иноверческой и инорасовой ( иноэтнической) иммиграцией в Европу. Это ведет к уменьшению
влияния либерализма
второй половины ХХ века и к усилению позиций нового консерватизма. Новый
консерватизм отвергает провозглашавшийся ранее принцип европейского
«мультикультуризма»,
требует возврата к прежним,
традиционным
христианским ценностям Европы. Последние, правда, нередко понимаются
весьма своеобразно.
Так, правая и, в известном смысле,
во
многих вопросах консервативная партия «Свобода» в
Голландии, быстро набирает
политический вес и выступает с лозунгами откровенной исламофобии, с
требованиями прекратить иммиграцию в Голландию из неевропейских стран. (
Что в
скрытом виде, есть ничто иное, как стремление сохранить традиционную
для Европы
её былую «расовую чистоту». В её антропологическом
и научно-расовом смысле, а
не в мистически надуманном гитлеровском понимании
«арийства»).
Консервативна (охранительна)
ли такая
позиция? Безусловно, она консервативна. Но
эта же
партия выступает и за однополые браки, и за свободу пропаганды
гомосексуализма,
за свободу приема наркотиков, что является крайней и извращенной формой
либеральных взглядов. Непросты и неоднозначны процессы возрождения
подлинного и
политически активного консерватизма в Европе…. Еще
более
непрост национальный путь консерватизма в России. 14
мая 2011 года. Боже, храни Россию ! |