По
словам президента Медведева, преобразования оборонной сферы России
завершены. Каковы итоги?
Во вторник, 20 марта, Верховный
главнокомандующий Вооруженными силами РФ Дмитрий Медведев, по
сути, подвел итоги военной реформы, которую сам же и затеял. Уже с мая
подобными проблемами станет заниматься новый президент России. То есть - Владимир
Путин.
Фактическое прощание Медведева с армией
произошло на коллегии Министерства обороны РФ. На ней пока еще глава
государства с видимым удовлетворением заявил: «Реформирование
Вооруженных сил практически завершено, большинство частей и соединений
готовы приступить к выполнению боевых задач в кратчайшие сроки,
оптимизирован состав межвидовых группировок войск, а благодаря новой
структуре округов повысилась эффективность планирования и управления их
действиями».
В общем, по мнению Медведева, своему то ли
преемнику, то ли предшественнику он оставляет армию сильной,
боеспособной и современной. В подтверждение своих слов гарант
Конституции отметил, что в 2008–2011 годах в войска
поставлялись преимущественно современные образцы вооружений и военной
техники. В результате их доля увеличилась с 10% до 16%, а интенсивность
боевой и оперативной подготовки выросла в три раза.
Министр обороны РФ Анатолий Сердюков детализировал
Верховного: за этот период удалось полностью перевооружить новыми и
модернизированными образцами вооружений и военной техники более 250
воинских частей. В частности, по его словам, «с 2008
по 2011 год в войска поставлены 39 межконтинентальных баллистических
ракет, две подводных лодки, четыре надводных корабля, пять боевых
катеров, 374 летательных аппарата, 12 ракетных комплексов
«Искандер», 713 других образцов
ракетно-артиллерийского вооружения, более 2,3 тыс единиц бронетанкового
вооружения и техники, 79 зенитных ракетных комплексов войсковой ПВО,
106 комплексов ПВО ВВС, около 40 тыс автомобилей».
Нельзя не отметить, что реформа российских
Вооруженных сил, начатая в 2008 году, действительно оказалась едва ли
не главным детищем Медведева на посту президента. Изменения в военной
организации страны произошли кардинальные. В отличие от осмеянной
обществом реформы милиции, которая фактически свелась к переименованию
ее в полицию. Вот только все ли изменения на пользу обороне?
Напомним, что военная реформа с самого
начала была воспринята обществом, мягко говоря, неоднозначно. Прежде
всего, это относится к масштабному сокращению численности армии с 1,2
млн до 1 млн человек, когда большую часть уволенных составили офицеры.
Прапорщиков и мичманов извели вовсе. Другое приоритетное направление
– перевооружение армии – также столкнулось с
серьезными проблемами, в частности с хроническим невыполнением
гособоронзаказа по целому ряду важных направлений и ценовыми скандалами
между Минобороны и военно-промышленным комплексом.
За комментариями «Свободная
пресса» обратилась к
бывшему члену коллегии Минобороны РФ, в прошлом - начальнику Главного
управления международного военного сотрудничества МО РФ,
генерал-полковнику Леониду Ивашову:
– Честно говоря, я рад, что
закончились эти почти 25-летние реформы, начатые еще при Горбачеве и
непрерывно продолжавшиеся все это время. Когда в июне 2001 года мы с
тогдашним министром обороны Сергеем Ивановым возвращались из Минска, он
заговорил о военных реформах. Я ему сказал: «Прекратите
говорить об этом». Иванов удивился:
«Почему?». Тогда я предложил ему эксперимент: пусть
на следующий день, придя в свой кабинет, позвонит главнокомандующему
какого-нибудь вида вооруженных сил и спросит, каковы главные задачи на
июнь. Тот наверняка ответит: «Реформа». То есть
через это волшебное слово как бы снимается ответственность за
боеготовность армии, ее техническое состояние. Потому что главная
задача - «реформа». Иванов провел этот эксперимент.
Ровно такой ответ дали во всех видах Вооруженных сил, кроме моряков. И
вот представьте: двадцать с лишним лет наша армия занимается только
«реформами».
«СП»: - Каков
итог? Медведев заявил, что Вооруженные силы теперь «отвечают
современным угрозам и способны дать ответ на потенциальные угрозы в наш
адрес». Это так?
– Когда я слышу такие утверждения,
у меня возникает простой вопрос: «Вы выявили масштабы и
характер угроз военной безопасности России?». На сегодняшний
день атласа угроз нет, а войска якобы готовы их отражать. Угрозы не
указаны ни в военной доктрине, ни в других документах. Но если так, то
встает вопрос: «А к чему войска и силы флота
готовы?»
Если говорить об угрозах, - их упоминает
Владимир Путин в предвыборной статье о национальной безопасности. Но
если посмотреть на состав Вооруженных сил, то наши нынешние войска
бригадного типа не способны противостоять вероятному противнику ни на
Западе, ни на Юге, ни на Востоке. И совершенно не готовы отстаивать
наши интересы в Арктике, где сегодня формируется новый театр военных
действий в борьбе за ресурсы.
У нас уже фактически нет военной разведки
как системы, способной обеспечить информацию о формировании угроз и
подготовке к ударам. Уже идут споры о том, кому передать остатки
Главного разведуправления Генерального штаба: то ли ФСБ, то ли СВР.
У нас нет военной науки, что признал
начальник Генштаба. В новой конфигурации не сложилась система
управления Вооруженными силами. Нет надлежащего военного образования.
Когда в результате военной реформы не появляются, а, наоборот,
разрушаются важнейшие элементы обороноспособности страны, говорить о
каких-то успехах едва ли возможно. Плюс ко всему, когда торговец встал
во главе Министерства обороны, он превратил всю систему Вооруженных сил
в коммерческую организацию. Приведу пример: на острове Русский военное
ведомство закупило 3400 квартир, выполняя решение партии
«Единая Россия» и правительства. Но там число
офицеров, которым требуется жилье, измеряется десятками, а не тысячами.
Что это? Ошибка, профанация или явная коррупция?
Такая же ситуация у нас и по закупке
вооружений: когда военный прокурор говорит, что в результате этих
реформ сегодня каждый пятый бюджетный рубль, поступающий в Минобороны,
разворовывается, становится страшно. Причем, прокуроры делают такие
заявления на основе только установленных фактов. А сколько их не
установлено? То есть в результате военной реформы у нас уже не армия, а
воровская организация.
«СП»: - Что вы
думаете об утверждении, что доля современных образцов вооружений и
военной техники в войсках увеличилась с 10% до 16%?
– Это тоже «от
лукавого». Когда у нас было много дивизий, процент
современной техники был низкий, потому что новая техника практически не
поступала. Теперь эти воинские части сократили. Причем сократили,
разумеется, самую старую технику. В результате доля современных
образцов повысилась, но реально современных образцов все равно
поступают единицы. Кроме того, наша внешняя и внутренняя политическая
стратегия довела нас до такого состояния, экономика превратилась в
топливно-сырьевую и пропала индустриальная база для обороны. Нет
электроники, нет приборостроения, точного машиностроения и т.д.
«СП»: - На
заседании коллегии Анатолий Сердюков заявил, что напряженность в
военно-политической сфере увеличивает риск втягивания РФ в различные
военные конфликты. Первой из угроз он назвал развертывание элементов
американской противоракетной обороны в Европе. На эту же угрозу обратил
внимание и Медведев, сказавший, что к 2017–2018 годам Россия
должна быть готова «в полном объеме» дать ответ на
развертывание ЕвроПРО. Действительно ли это главная угроза для нас
сегодня?
– Да, безусловно, это угроза. Но -
не главная для страны. Это ложная цель, на которую нас отвлекают.
Почему мы говорим только о европейской системе ПРО, но не обращаем
внимание на морскую составляющую – группировку кораблей с
системой «Иджис», курсирующую у наших берегов?
А концепция быстрого глобального удара (перспективная
разработка вооруженных сил США, которая должна позволить им нанести
удар неядерным вооружением по любой точке планеты в течение часа
– прим.
«СП»), которая примеряется на
нас? Разве не угроза? Она введена в действие еще Бушем-младшим в 2003
году.
Кроме того, у нас сегодня нет серьезных
военных союзников. С военно-стратегической точки зрения мы не знаем,
кто нам ближе: Китай, Индия или блок НАТО? Потому и происходит
постоянное заигрывание с Западом, несуразные заявления и решения. В
результате у нас не осталось серьезных союзников. То есть нужного
баланса сил мы не выстроили. По причине всего сказанного однозначно
оцениваю результаты реформы негативно.
Фото: Александр Миридонов/Коммерсантъ
http://svpressa.ru/society/article/53705/