"Родина" требует территории

Виталий СТРУГОВЕЦ

Идее «прирастить» Россию за счет автономий, не пожелавших входить в состав бывших союзных республик, столько же лет, сколько и борьбе этих непризнанных государств за самостоятельность. Во всех созывах нашей Госдумы обязательно появлялся законопроект, предлагающий решение этой проблемы. Не стал исключением и нынешний парламент. На сей раз проводниками «новой политики» на территории СНГ выступили члены фракции «Родина» Дмитрий Рогозин, Наталья Нарочницкая и Александр Савельев.

Сегодня ГД планирует рассмотреть в первом чтении разработанный ими проект федерального конституционного закона «О внесении изменений в федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». Хотя заранее известно, что предложение господина Рогозина и К о расширении нашей территории за счет непризнанных государств, по меньшей мере, бессмысленно. Оно не наберет нужного количества голосов. Зато будет еще одно упоминание о "Родине". Это, видимо, и есть и главное для авторов законопроекта.

Назад в СССР

И все же обозначим позицию авторов законопроекта «О внесении изменений в федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». По их мнению, необходимость разрешения проблемы вызвана «усилившимися в последнее время попытками некоторых государств - бывших союзных республик (Грузии, Азербайджана, Молдавии) в распространении своего суверенитета на территории непризнанных республик - Абхазии, Аджарии, Южной Осетии, Нагорно-Карабахской и Приднестровской Молдавской республик». Острота вопроса, отмечают депутаты, «усугубляется тем, что со стороны правительств перечисленных государств нередко звучат обвинения в адрес России в поддержке «сепаратизма» непризнанных республик». Тем не менее и претензии бывших союзных республик на распространение своей юрисдикции на автономии абсолютно неправомерны, убеждены Рогозин и К. Но свою позицию "родинцы" обосновывают юридическими процедурами их выхода из состава СССР.

И делают ссылку на Грузию. Ее суверенитет возник в силу решения, принятого на референдуме о восстановлении независимости Грузии 31 марта 1991 г. Но выход этой страны из состава СССР произошел в нарушение требований действовавшего на тот период союзного законодательства, в котором, в частности, отмечалось, что решение о выходе союзной республики из СССР принимается свободным волеизъявлением народов союзной республики путем референдума. Более того, законом СССР от 3 апреля 1990 г. «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» был установлено, что «в союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные области и автономные округа (конкретно для Грузии, это Абхазская и Аджарская автономные советские социалистические республики и Юго- Осетинская автономная область) референдум проводится отдельно по каждой автономии. 3а народами автономных республик и автономных образований сохраняется право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственном правовом статусе».

Однако при выходе Грузии из состава СССР титульная нация, провозгласив свое право на самоопределение, проявила нежелание предоставить такое же право другим нациям. Последние же, напоминают авторы, несмотря на бойкот официального Тбилиси референдума о сохранении СССР от 17 марта 1991 г., его провели. И подавляющее большинство населения в Абхазии и в Южной Осетии высказалось за сохранение Союза ССР.

Наследник первой очереди

Дальше рогозинцы развивают свою теорию. Правопреемником Союза считается именно РФ. Тем более, что Россия, подчеркивают депутаты, даже в своей Декларации о государственном суверенитете РСФСР, не провозгласила выхода из состава СССР. Кроме того, 15 марта 1996 г. российская Дума своим ршением менила постановление Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. «О денонсации договора об образовании СССР». Поэтому, признавая за Россией правопреемство в государственно-правовых отношениях Союза ССР, авторы законопроекта предлагают упрошенную процедуру принятия в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта автономий союзных республик бывшего Союза ССР, международно-правовой статус которых по настоящее время не определен. Упрощенный порядок, по мнению депутатов от "Родины", предусматривает принятие в Российскую Федерацию нового субъекта без заключения международного договора и исключительно на основе волеизъявления народа, населяющего автономию союзной республики бывшего Союза ССР, «оформленное решением всенародного референдума, проведенного с соблюдением общепризнанных демократичных принципов».

Отметим, что два последних пункта – без заключения международного договора и волеизъявление народа и есть те изменения, которые авторы предлагают внести в действующее законодательство.

Сегодня конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», предусматривает международный договор обязательным элементом процедуры. Причем, заключаться этот договор должен не с частью иностранного государства, а непосредственно с государством, часть которого изъявила желание войти в состав РФ. Более того, инициатором предложения должно выступить само государство, а не часть его и тем более не Россия. В отношении, например, Абхазии и Южной Осетии инициатива должна исходить непосредственно из Тбилиси. Понимая, что это нереально, господин Рогозин и К предложили изменить действующий конституционный закон.

За что боролись?

Но уже ясно, что нереально и принятие проекта «О внесении изменений в федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». Речь идет о конституционном законе, соответственно утверждение его возможно не простым большинством в 226 голосов, а двумя третями нижней палаты парламента – тремястами голосов. С учетом того, что профильные думские комитеты – по международным делам, по делам Федерации и региональной политике – высказались против принятия законопроекта – шансы минимальные. А имеющийся отрицательный отзыв правительства вообще сводит на нет попытку Дмитрия Рогозина и его коллег по фракции.

Кстати, это хорошо понимают и в самой «Родине». Однако при этом отмечают, что «избиратели реально увидят, кто и за что борется в Госдуме».


 

Закрыть окно


© Copyright "Русский курьер"

Hosted by uCoz