ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту
Федерального закона «О правовых гарантиях оппозиционной
деятельности в
Российской Федерации»
Согласно статье 1
Конституции Российской Федерации Россия является демократическим правовым
государством с республиканской формой правления. Одним из необходимых условий
демократического развития общества является возможность осуществления
оппозиционной политической
деятельности. К настоящему времени в Российской Федерациив основном сформирована
законодательная база необходимая для реализации политической активности
граждан, в частности приняты федеральные законы: «О политических партиях», «Об
общественных объединениях», «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и
пикетированиях», регулярно совершенствуется избирательное законодательство.
Однако действующее законодательство не учитывает особенностей деятельности
политических сил, находящихся в оппозиции к действующей власти.
Предлагаемый проект
Федерального закона «О правовых гарантиях оппозиционной деятельности в
Российской Федерации» призван восполнитьуказанный пробел в правовом
регулировании.
В законопроекте определяется понятие
оппозиционной деятельности,
ее принципы, субъекты и их статус, гарантируется равное
право на
осуществление оппозиционной
деятельности.
Под оппозиционной деятельностью в
законопроекте понимаются
целенаправленные конструктивные
политические действия политических партий, депутатских объединений в
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, объединений
членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатских
объединений в законодательных (представительных) органах государственной власти
субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, которые противопоставляют действиям
Правительства Российской
Федерации, иных органов исполнительной власти свои политические программы,
предложения, методы принятия и осуществления политических решений.
Оппозиционная деятельность
подразделяется на парламентскую (в
Федеральном собрании Российской
Федерации и законодательных
(представительных) органах
государственной власти субъектов Российской Федерации), оппозиционную деятельность в органах
местного самоуправления и внепарламентскую оппозиционную деятельность.
Устанавливая гарантии парламентской
оппозиционной деятельности в
Государственной
Думе законопроект. предполагает обязательное
участие оппозиции в формировании рабочих органов Государственной Думы, в
частности, закрепляет обязательное вхождение представителей оппозиции в Совет
Государственной Думы, независимо от механизма его формирования, и в число
заместителей Председателя Государственной Думы, в состав каждого комитета и
комиссии Государственной Думы, а также предполагает право представителей
оппозиционных депутатских объединений возглавлять на пропорциональной
основе комитеты Государственной Думы.
Представители парламентской оппозиции
обязательно включаются в состав всех парламентских делегаций.
В качестве процедурных гарантий
деятельности парламентской
оппозиции предлагается закрепить право
выступать по всем
рассматриваемым Государственной Думой
вопросам, а также право
выступать с комментариями и
изложением своей позиции после выступлений в Государственной Думе
представителей исполнительной власти. Новеллой в парламентской практике России
является установленное в законопроекте право парламентской оппозиции выступать
с запросами и вопросы к представителям исполнительной власти от имени
оппозиционных
депутатских объединений (в настоящее
время таким правом обладают только Государственная Дума в целом и отдельные
депутаты).
Законопроект предполагает
обязательное освещение деятельности
парламентской оппозиции в средствах
массовой информации, в частности представителям оппозиционных фракций
предоставляется фиксированное эфирное время в специализированных теле- и
радиопрограммах, печатные площади в изданиях Федерального Собрания. В случае
трансляции или изложения в средствах
массовой информации выступлений в Государственной Думе Председателя и членов Правительства Российской
Федерации, руководителей иных
органов исполнительной власти обязательно транслируются или
приводятся в печати и выступления представителей оппозиционных фракций. После
сообщений в средствах
массовой
информации о принятых Государственной Думой решениях
обязательно
сообщается о высказанных позициях оппозиционных фракций.
Принципиально
новым для Российской Федерации политическим
институтом
станут обязательные регулярные встречи Председателя
Правительства
Российской Федерации с руководителями оппозиционных
депутатских
объединений.
Правовые
гарантии оппозиционной деятельности в законодательных
(представительных)
органах государственной власти субъектов Российской
Федерации
и представительных органах местного самоуправления
аналогичны
соответствующим гарантиям оппозиционной деятельности в
Государственной
Думе.
Законопроект предусматривает широкое
освещение оппозиционной
деятельности в средствах массовой
информации, как общефедерального, так регионального уровня.
ПЕРЕЧЕНЬ
законодательных
актов, подлежащих отмене, изменению
и дополнению в
случае принятия проекта Федерального закона «О
правовых гарантиях
оппозиционной деятельности в Российской
Федерации»
Принятие
Федерального закона «О правовых гарантиях оппозиционнойдеятельности в
Российской Федерации» потребует внесения изменений и дополнений в следующие
законодательные акты:
1) Федеральный закон «О статусе члена
Совета Федерации и статусе
депутата Государственной Думы
Федерального Собрания Российской
Федерации»;
2) Федеральный закон "Об
основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации";
3) Федеральный закон "О выборах
депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской
Федерации";
4) Закон Российской Федерации «О средствах
массовой информации»;
5) Федеральный закон «Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской
Федерации»;
6) Федеральный закон «Об общих
принципах организации
законодательных (представительных) и
исполнительных органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации»;
7) Федеральный закон "О политических
партиях";
8)
Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях.
Принятие Федерального закона «О
правовых гарантиях оппозиционной
деятельности в Российской Федерации»
потребует также внесения изменений в Регламент Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации и Регламент Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
ОБОСНОВАНИЕ
к проекту Федерального закона «О правовых
гарантиях оппозиционной
деятельности в Российской Федерации»Принятие
Федерального закона «О правовых гарантиях оппозиционнойдеятельности в
Российской Федерации» не потребует дополнительных расходов за счет средств
федерального
бюджета.
Возврат на главную страницу <<<<<<<<<<<<<<<<<