Публикуем ответы на вопросы и обращения, поступившие в аппарат Совета
Безопасности Российской Федерации с 16 по 23 декабря т.г.
В этот период наш сайт посетили:
Муфтахов М.И. (Удмуртия), Рогозин В.И. (Москва), Балюлин В.Г.
(Петропавловск-Камчатский), Безызвестных Д.В. (Куйбышев), Задерей В.А.
(Москва), Стрельцов И.А. (Н.Новгород), Павлов А.О. (Москва), Емельченко С.П.
(Москва), Соловьев Б.А. (Тверь), Васильев М.В. (Москва), Ильин В.А. (Троицк),
Вострухина Т.В. (Чебоксары), Мингазов Х.С. (Казань), Жмурин А.В. (Тула),
Ермолин А.А. (Омск), Гетц Е.А. (Железногорск), Марьясов Ф.В. (Красноярск),
Иванов А.В. (С.Петербург), Губанов В.В. (Москва), Лямков Н.В. (Н.Новгород),
Захаров Н.И. (В.Новгород), Цивилев А.П. (Пущино), Буслаев В.И. (Томск),
Парубин В.В. (Таганрог), Путинцев А.Л. (Воронеж), Кузин Н.К. (Дружковка),
Самохвалов А.С. (Томск), Ващенко С.С. (Ставрополь), Грищев В.В. (Москва),
Шатилова Н.Н. (Новосибирск), Влад Волков (Москва), Корсаков А.М.
(Архангельск), Османов Н.М. (Ставрополь), Михайлов В.М. (Москва), Репин А.П.
(Киров), Воробьев К.Л. (Кронштадт), Свириденко М.В. (С.Петербург), Полищук
В.М. (Петропавловск-Камчатский), Гриценко И.Ф. (Москва), Соловей В.В.
(Новосибирск), Вахотский А.В. (Мурманск), Ковалев Е.А. (С.Петербург), Гранкин
А.А. (Барнаул), Нестеренко В.А. (Москва), Костюченко Т.И. (Москва),
Стояновский О.А. (С.Петербург), Федоров В.Н. (Москва), Будько Б.А. (Иркутск),
Хамитов Г.Г. (Волгоград), Скоробогатько С.М. (Железногорск), Журавлев В.И.
(Москва), Шмыков С.Н. (Новосибирск), Андреев В.Н. (Москва), Чепиков О.Н.
(Москва).
Список вопросов
1. Вопрос. О необходимости формирования национальной идеи (Нестеренко В.А.,
Васильев М.В.)
2. Вопрос. Обеспечение безопасности какой нации предусматривает новая
Концепция? (Гриценко И.Ф., Путинцев А.Л., Жмурин А.В., Ильин В.А., Мингазов
Х.С., Васильев М.В.,Безызвестных Д.В., Емельченков С.П.)
3. Вопрос. О глобализации, других тенденциях мирового развития и их влиянии на
национальную безопасность России (Чепиков О.Н.)
4. Вопрос. О проблемах реформирования российской системы образования и его
влиянии на национальную безопасность (Ермолин А.)
5. Вопрос. Какие основные цели преследует Концепция национальной безопасности
Российской Федерации? (Ермолин А.А.)
6. Вопрос. Об основном содержании Концепции национальной безопасности (Иванов
С., Санкт-Петербург)
7. Вопрос. О демократических принципах народовластия и национальной
безопасности. (Ермолин А.А.)
8. Вопрос. Какие существенные изменения произойдут в политическом,
экономическом и социальном устройстве России с принятием Концепции
национальной безопасности? (Гетц Е.А.)
9. Вопрос. О роли СМИ в воспитании молодежи (Шатилова Н.Н.)
10. Вопрос. О влиянии СМИ на психологическое состояние общества (Вахотский
А.В., Стрельцов И.А.)
11. Вопрос. О проблемах, связанных с разработкой самолета Ил-106 (Михайлов
М.М.)
12. Вопрос. О проблемах отечественного вертолетостроения (Волков В.)
13. Вопрос. О проблемах оборонно-промышленного комплекса (Губанов В.В.)
14. Вопрос. Об использовании стабилизационного фонда, проблемах обеспеченности
иностранной валюты, конвертируемости рубля (Муфтахов М.И.)
15. Вопрос. О политике Центробанка России (Соловьев Б.А.)
16. Вопрос. О сотрудничестве России с международными экономическими и
финансовыми институтами (Ермолин А.А.)
17. Вопрос. О продовольственной безопасности (Османов Н.М.)
18. Вопрос. О демографической ситуации в Российской Федерации (Рогозин В.И.)
19. Вопрос. О предпринимаемых мерах по улучшению демографической ситуации в
России (Скоробогатько С.М.)
20. Вопрос. О проблемах агропромышленного комплекса (Журавлев В.И.)
21. Вопрос. О списании Россией иракского долга (Вострухина Т.В.)
22. Вопрос. О миграционных проблемах на Дальнем Востоке (Ермолин А.)
23. Вопрос. О социальном расслоении российского общества(Свириденко М.В.)
24. Вопрос. О степени влиянии представителей властных элит общества на
национальную безопасность России (Строев С.В.)
25. Вопрос. О формате проведения интернет-конференции (Павлов А.О.)
26. Вопрос. Какова необходимость разработки новой Концепции национальной
безопасности Российской Федерации? Какие угрозы представляют большую опасность
– внутренние или внешние? (Новиков О.)
27. Вопрос. Об основном предназначении Совета Безопасности Российской
Федерации (Задерей В.А.)
28. Вопрос. О льготах на коммунальные услуги (Лямков Н.В.)
29. Вопрос. О льготах и компенсациях участникам контртеррористических операций
(Квашнев В.А.)
30. Вопрос. Об участии органов безопасности в контроле за деятельностью
крупных холдингов, корпораций? (Будько Б.А.)
31. Вопрос. О взаимоотношениях представителей правоохранительных органов и
граждан (Парубин В.В.)
32. Вопрос. Об обеспечении контроля афгано-таджикской границы и проблеме
распространения наркотиков (Марьясов Ф.В.)
33. Вопрос. О практической реализации в Концепции национальной безопасности
Российской Федерации положений так называемой концепции общественной
безопасности – «Мертвая вода» (Балюлин В.Г., Ермолин А.А., Буслаев В.И., Кузин
Н.К., Самохвалов А.С., Ващенко С.С., Грищев В.В., Шатилова Н.Н., Репин А.П.,
Полищук В.М., Соловей В.В., Гранкин А.А., Хамитов Г.Г., Шмыков С.Н., Андреев
В.Н., Скоробогатько С.М., Чеботарев В.Ф.)
34. Вопрос. Об обоснованности использования термина «национальная
безопасность» (Самохвалов А.С.)
1. Вопрос. О необходимости формирования национальной идеи (Нестеренко В.А.,
Васильев М.В.)
Ответ. Данная проблема затрагивается во многих обращениях. Безусловно,
национальная идея должна существовать в обществе и служить основой для его
консолидации. Разумеется, такая идея не может быть принудительно навязана
обществу, так именно в его недрах такая идея и созревает.
Сегодня общие контуры такой идеи, ее основной вектор, ориентированный, прежде
всего, на человека, уже определяются. В частности, Президент Российской
Федерации В.В.Путин в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 26
мая 2004 г. в качестве главных задач определил – обеспечение высокого уровня
жизни в стране, жизни безопасной, свободной и комфортной; построение зрелого
демократического гражданского общества; укрепление России в мире. При этом на
первое место Президент поставил задачу обеспечения значимого роста
материального благосостояния граждан. Однако при этом ни в коем случае нельзя
допустить, чтобы была разорвана духовная связь времен и поколений, нарушены
наши исторические корни и культурные традиции.
В целом, как представляется, в новой Концепции национальной безопасности
акценты во многом будут смещены в сторону приоритетности проводимых
мероприятий по обеспечению безопасности и повышению благосостояния российских
граждан.
2. Вопрос. Обеспечение безопасности какой нации предусматривает новая
Концепция? (Гриценко И.Ф., Путинцев А.Л., Жмурин А.В., Ильин В.А., Мингазов
Х.С., Васильев М.В.,Безызвестных Д.В., Емельченков С.П.)
Ответ. Данная проблема интересует наибольшее количество участников
конференции. Историческая реальность такова, что Россия – многонациональное
государство, поэтому вопрос должен стоять не об обеспечении безопасности
какой-либо конкретной нации, а о безопасности многонационального народа как
носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.
Таким образом, говоря о «нации» мы подразумеваем, прежде всего, нашу страну,
граждан России, российское общество и государство.
Иным образом решить проблему национальной безопасности Российской Федерации
невозможно. Одновременно мы должны отметить, что научно-теоретическая
проработка вопросов, связанных с различными аспектами обеспечения национальной
безопасности, далеко не завершена. Об этом свидетельствуют мнения, высказанные
учеными ведущих российских академических институтов в ходе подготовки к
очередному «круглому столу», на котором планируется обсуждение
методологических вопросов концептуального обеспечения национальной
безопасности Российской Федерации.
3. Вопрос. О глобализации, других тенденциях мирового развития и их влиянии на
национальную безопасность России (Чепиков О.Н.)
Ответ. Уважаемый Олег Николаевич, несомненно, к числу основных тенденций
мирового развития относится стремительно набирающая темпы глобализация. Она
открывает новые возможности экономического и технического развития, вызывает
качественные сдвиги в жизни общества и каждого человека, изменения в системе
международных отношений. Но вместе с тем глобализация несет в себе и
значительный потенциал рисков и угроз. Многие государства справедливо
опасаются оказаться на обочине мирового прогресса. Разрыв в уровнях
экономического и социального развития, что является наследием второй половины
XX века, может еще больше возрасти и стать источником новых бед в наступающем
столетии.
Более масштабными стали и другие трансграничные проблемы: международный
терроризм и организованная преступность, воинствующий сепаратизм, незаконный
оборот оружия и наркотиков. Мировое сообщество ищет адекватный ответ на эти
вызовы. Важно не только не допустить разрастания негативных проявлений
глобализации, но и, прежде всего, открыть для всех государств и народов ее
выгоды. Глобализация должна служить социальному прогрессу - увеличению
занятости, сокращению безработицы, ликвидации бедности.
Россия выступает за партнерство ради развития, сочетающего национальную
ответственность с международной поддержкой. Мы убеждены, что ответ на
современные вызовы может быть дан лишь в рамках демократической системы
международных отношений, опирающейся на соблюдение базовых
международно-правовых принципов. Главные из них - суверенное равенство
государств, неприменение силы, уважение прав и свобод человека,
невмешательство во внутренние дела.
4. Вопрос. О проблемах реформирования российской системы образования и его
влиянии на национальную безопасность (Ермолин А.)
Ответ. Уважаемый Андрей, Вы совершенно правильно ставите вопрос о взаимосвязи
образования и национальной безопасности. Роль образования на современном этапе
развития страны определяется задачами перехода России к демократическому
обществу, к правовому государству, рыночной экономике, задачами преодоления
опасности накапливающегося отставания России от мировых тенденций
экономического и общественного развития. В этой связи образование должно войти
в состав основных приоритетов российского общества и государства.
Новые цивилизационные вызовы закономерно приводят многие страны к новому
«образовательному буму», к волне глубоких реформ систем образования - это
происходит в таких разных странах, как США и Великобритания, Китай, страны
Восточной Европы, Юго-Восточной Азии и Южной Америки. Проводимые за рубежом
образовательные реформы ориентированы на текущие и перспективные потребности
общества, эффективное использование ресурсов.
Россия не может и не должна оставаться в стороне от подобных общемировых
тенденций. Отечественная система образования призвана поддержать место России
в ряду ведущих стран мира, ее международный престиж как страны, которая всегда
отличалась высоким уровнем культуры, науки, образования. Этот престиж должен
найти свое выражение не только в общественном признании, но и в активном
экспорте образовательных услуг.
Произошедший в 90-х годах общесистемный социально-экономический кризис
существенно затормозил позитивные процессы. Государство во многом ушло из
образования, которое вынуждено было заняться самовыживанием, в значительной
мере абстрагируясь от реальных потребностей страны. Это вызвало серьезные
разрывы в системе «государство - образование - общество». В современных
условиях, когда государство и общество начали достаточно отчетливо заявлять
свои приоритеты, стало очевидным, что образование более не может оставаться в
состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности.
Действующая система образования существенно отстает от процессов, происходящих
в обществе. Устаревшее и перегруженное содержание сегодняшнего школьного
образования, его оторванность от реальных потребностей жизни заставляют многих
детей расплачиваться своим здоровьем за необходимость освоения нынешних
учебных программ. Профессиональное образование, в свою очередь, также еще не
способно в должной мере решить проблему «кадрового голода», обусловленного
новыми требованиями к уровню квалификации работников. Многие выпускники
учреждений профессионального образования не могут найти себе работу,
определить собственную «нишу» в современной экономической жизни. В условиях
экономического расслоения общества все эти недостатки системы образования
усугубляются неравным доступом к качественному образованию в зависимости от
доходов семьи.
В настоящее время комплексная и глубокая модернизация системы образования –
важнейшая задача образовательной политики России, ее главное стратегическое
направление. Сегодня должен быть изменен сам подход к образованию. В эпоху
глобализации и новых технологий - это не просто социальная сфера. Это -
вложение средств в будущее страны, в обеспечение ее национальной безопасности,
в котором участвуют государство и общество, предприятия, организации и
граждане.
Пользуясь случаем, рекомендуем также обратиться к Посланию Президента
Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004
года, в котором четко обозначены основные проблемы, приоритеты и задачи в
области отечественного образования. Данное послание Вы можете найти на
официальном интернет-сайте Президента Российской Федерации.
5. Вопрос. Какие основные цели преследует Концепция национальной безопасности
Российской Федерации? (Ермолин А.А.)
Ответ. Уважаемый Андрей Александрович, в своем обращении к нам Вы не только
задали вопрос, но и в значительной мере ответили на него. Действительно,
основная цель заключается в создании высокого уровня жизни ее граждан и
безопасности личности, общества и государства.
Эту цель возможно достичь путем обеспечения современной конкурентоспособности
страны, создания благоприятных для ее развития внешних и внутренних условий,
построения развитого гражданского общества, освоения рыночной экономики,
включенной в мировую систему мирохозяйственных связей и имеющей необходимые
элементы самодостаточности. Кроме того, должна быть обеспечена устойчивость
государства от любого внешнего силового воздействия, включая угрозу силой, а
также террористические вызовы.
В ходе работы над Концепцией национальной безопасности Российской Федерации
предусматривается также произвести анализ предыдущих этапов развития
государства, оценить текущую и спрогнозировать, насколько это возможно,
будущую внешнюю и внутреннюю ситуацию и на этой основе разработать главные
стратегические направления и задачи дальнейшего развития государства и
обеспечения его национальных интересов и безопасности.
6. Вопрос. Об основном содержании Концепции национальной безопасности (Иванов
С., Санкт-Петербург)
Ответ. Уважаемый Сергей, в своем обращении Вы определили порядка 30
направлений обеспечения национальной безопасности. Практически все эти
направления в той или иной степени предусматривается раскрыть в новой
Концепции национальной безопасности Российской Федерации.
7. Вопрос. О демократических принципах народовластия и национальной
безопасности. (Ермолин А.А.)
Ответ. Данная тема поднимается в целом ряде вопросов, заданных участниками
интернет-конференции. Действительно, молодая российская демократия добилась в
своем становлении значительных успехов. Но все же наше общественное устройство
пока далеко от совершенства. Недопустимо, когда цивилизованная политическая
конкуренция подменяется корыстной борьбой, когда финансовая сторона
деятельности политических объединений скрыта от общественности, когда рынок
избирательных технологий ориентируется на теневой сектор.
В нашей стране существуют и конструктивно работают тысячи гражданских
объединений и союзов. Но далеко не все они ориентированы на отстаивание
реальных интересов людей, как этого требуют принципы демократии. Для части
этих организаций приоритетной задачей стало получение финансирования от
различных зарубежных фондов, для других – обслуживание групповых и
коммерческих интересов. При этом, когда речь идет о нарушении фундаментальных
и основополагающих прав человека, об ущемлении реальных интересов людей, голос
подобных организаций подчас бывает даже не слышен.
Не надо далеко ходить за примерами – выборные кампании в Косово, Македонии,
Афганистане, республиках СНГ продемонстрировали всему миру образцы применения
определенными политическими силами псевдодемократических двойных стандартов.
Укрепление национальной безопасности Российской Федерации будет идти по пути
дальнейшего совершенствования демократии, использования накопленного в ряде
регионов опыта работы общественных палат, тесного сотрудничества гражданских
структур и политических партий, включения в работу органов местного
самоуправления возможно большего числа граждан.
8. Вопрос. Какие существенные изменения произойдут в политическом,
экономическом и социальном устройстве России с принятием Концепции
национальной безопасности? (Гетц Е.А.)
Ответ. Уважаемый Евгений Александрович, Концепция национальной безопасности
Российской Федерации является политическим документом, определяющим основные
направления обеспечения национальных интересов и безопасности личности,
общества и государства. В ней дается краткий анализ текущей и прогнозируемой
внешней и внутренней ситуации, определяются национальные интересы и
стратегические цели России, угрозы национальным интересам и безопасности
государства, а также основные направления деятельности всех ветвей власти и
гражданского общества по реализации национальных интересов, достижению
стратегических целей и нейтрализации угроз.
Концепция должна стать основанием для разработки соответствующих
государственных планов и программ, направленных на улучшение ситуации в
политической, экономической, социальной и других сферах жизнедеятельности.
Изменения же в государственном устройстве могут определяться только
Конституцией Российской Федерации.
9. Вопрос. О роли СМИ в воспитании молодежи (Шатилова Н.Н.)
Ответ. Уважаемая Надежда Николаевна, безусловно, СМИ играют важнейшую роль в
формировании нравственных устоев молодежи. В частности, многие ветераны
постоянно поднимают этот вопрос и высказывают мнение, что все усилия
государства и общества по воспитанию молодежи некоторыми СМИ, в первую очередь
телевидением, сводятся к нулю. Думаем, что это не совсем справедливо, хотя
согласны с Вашей точкой зрения, а также мнением наших ветеранов, переборы
зачастую случаются.
В этом вопросе должна быть повышена в первую очередь ответственность самих
организаций, создаваемых средствами массовой информации в плане их
саморегулирования, гражданской зрелости и профессионализма. Практика
административных запретов, согласитесь, ушла в прошлое.
Думаем, что Общественная палата будет способствовать совершенствованию
деятельности российских СМИ, в том числе и в плане воспитания нашей молодежи.
10. Вопрос. О влиянии СМИ на психологическое состояние общества (Вахотский
А.В., Стрельцов И.А.)
Ответ. Данная проблема не раз обсуждалась на заседаниях Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации и Правительства России. Так, на
заседании Правительства России 16 декабря с.г. рассматривались основные
направления государственной политики в сфере культуры и массовых коммуникаций.
Как отметил Председатель Правительства Российской Федерации М.Е.Фрадков, в
средствах массовой информации «позитива мало, а негатива навязываемого много»
и этот негатив «уводит молодежь в сторону».
В своем докладе Министр культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации
А.С.Соколов отметил, что «сейчас мы находимся в поиске принципиально новых
возможностей регулирования не только экономики, но и содержательного конвента
телеиндустрии. Поэтому объяснима выявившаяся тернистость пути к новому
современному закону о СМИ».
По итогам заседания Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской
Федерации было поручено в срок до 1 июня 2005 года доработать и представить в
Правительство России проект основных направлений развития культуры.
По нашему мнению, эта задача не только особой важности, но и особой
деликатности. Любые перегибы, равно как и шаблонные методы ее решения, не
позволяют достигнуть позитивного результата.
Как известно Конституция Российской Федерации (ст. 23, 24 и 29) определяет
права и свободы человека и гражданина в информационной сфере, и, в частности,
право свободы массовой информации. Естественно государство обязано всеми
имеющимися у него возможностями обеспечивать выполнение Основного закона
страны. Государство заинтересовано в том, чтобы существовали независимые
средства массовой информации, чтобы они были конкурентоспособны, как на
внутреннем, так и на внешнем рынках, т.к. только в этом случае появляется
возможность не допустить нарушения неотъемлемых прав и свобод человека и
гражданина.
На наш взгляд, решение данной проблемы надо искать в сфере взаимоотношений СМИ
и общества. Именно общество через организации граждан должно оказывать влияние
на информационную политику СМИ.
11. Вопрос. О проблемах, связанных с разработкой самолета Ил-106 (Михайлов
М.М.)
Ответ. Одним из важнейших требований, предъявляемых к Вооруженным Силам
Российской Федерации является возможность их гибкого реагирования на изменения
оперативно-стратегической обстановки за счет широкого маневра войсками и
силами. Эта задача решается в большей степени военно-транспортной авиацией.
Работы по сбалансированному поддержанию и развитию военно-транспортной авиации
проводятся в рамках государственной программы вооружения с учетом
финансово-экономических ресурсов государства.
Конкретные работы в данном направлении носят закрытый характер и выходят за
рамки интернет-конференции.
12. Вопрос. О проблемах отечественного вертолетостроения (Волков В.)
Ответ. В начале 90-х годов из-за сложного финансово-экономического положения
страны серийные поставки в Вооруженные Силы Российской Федерации всех типов
вертолетов, включая вертолет Ка-50, были прекращены. Основные финансовые
средства и материальные ресурсы были сосредоточены на поддержании имеющегося
вертолетного парка в исправном и боеготовом состоянии за счет капитального
ремонта и модернизации боевых, транспортно-боевых и транспортных вертолетов
боевого состава армейской авиации.
Дальнейшее развитие вертолетов различного назначения, с учетом всех аспектов
обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, планируется
осуществить в рамках реализации Государственной программы вооружения на 2006 –
2015 годы, разработка проекта которой проводится в настоящее время Минобороны
России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной
власти.
Условия проведения и результаты конкурсов, проводимых Минобороны России для
выбора конкретных опытных образцов вооружения и военной техники с целью их
последующего серийного производства носят закрытый характер и их обсуждение
выходит за рамки интернет-конференции.
13. Вопрос. О проблемах оборонно-промышленного комплекса (Губанов В.В.)
Ответ. Уважаемый Владимир Викторович, Ваше обращение по вопросам, связанным с
построением целостной системы управления оборонно-промышленным комплексом
рассмотрено.
В настоящее время в рамках деятельности Комиссии Правительства Российской
Федерации по административной реформе ведется работа по оптимизации функций
федеральных органов исполнительной власти в области оборонно-промышленного
комплекса. Основной задачей данной комиссии и ее рабочих групп является
подготовка конкретных предложений для принятия решений Правительством
Российской Федерации в данной сфере деятельности.
В этой связи наработки возглавляемого Вами агентства рекомендуем направить в
адрес указанной комиссии для их рассмотрения и учета при подготовке
предложений по формированию (уточнению) государственных функций системы
управления оборонно-промышленным комплексом.
14. Вопрос. Об использовании стабилизационного фонда, проблемах обеспеченности
иностранной валюты, конвертируемости рубля (Муфтахов М.И.)
Ответ. Уважаемый Мисхат Имамутдинович, ответ на вопрос о возможности и
целесообразности использования средств стабилизационного фонда дал Президент
Российской Федерации В.В.Путин в своем выступлении в Кремле 23 декабря т.г.
Что касается вопроса об обеспеченности иностранной валюты, то он достаточно
дискуссионен. Маловероятно, чтобы самые развитые страны мира вели торговлю и
развивали свою экономику на базе необеспеченных доллара и евро.
Торговля энергоносителями является естественной для государства, в котором их
производство существенно превышает потребление. Что касается конвертируемости
рубля, то задача по ее достижению поставлена Президентом Российской Федерации
перед Правительством Российской Федерации. При этом необходимо понимать, что
конвертируемость достигается не только и не столько энергоресурсами, но
состоянием всей экономики государства, его активами.
15. Вопрос. О политике Центробанка России (Соловьев Б.А.)
Ответ: Уважаемый Борис Алексеевич, Банк России проводит денежно-кредитную
политику исходя из необходимости создания благоприятных условий для
долгосрочного экономического развития страны. В условиях сильного платежного
баланса, сложившегося в последнее время, Банк России предпринимал ряд шагов с
целью предотвращения искусственного укрепления национальной валюты. Эти меры,
в основном, были направлены на поддержание конкурентоспособности отечественных
товаропроизводителей.
Необходимость размещения части золотовалютных резервов Банка России в
иностранных активах диктуется требованиями российского законодательства, в
соответствии с которыми Банк России обязан обеспечить эффективное управление
имеющимися золотовалютными резервами.
16. Вопрос. О сотрудничестве России с международными экономическими и
финансовыми институтами (Ермолин А.А.)
Ответ: Уважаемый Андрей Александрович, наша страна, как и другие страны мира,
получает ощутимую выгоду от участия в международном экономическом
сотрудничестве. Это и техническая помощь в решении сложных
народно-хозяйственных задач, и возможность получения более дешевых, чем
коммерческие, кредитов для решения временных экономических проблем, и
урегулирование вопросов, касающихся порядка осуществления внешнеторгового
обмена между странами.
Форма сотрудничества определены уставами и многосторонними международными
договорами и соглашения. Россия участвует в деятельности международных
экономических организаций как в статусе полноправного члена, так и в качестве
наблюдателя.
Кроме того, усиление международных интеграционных процессов является важной
частью трансформации мировой экономики. Необходимость глобальной интеграции
диктуется сущностью новых технологических производств, углублением
международного разделения труда, потребностью в унификации транспорта и связи.
В результате развития этих процессов складывается единое мировое
экономическое, информационное и телекоммуникационное пространство.
В результате экономического взаимодействия стран в рамках новых объединенных
экономических и финансовых институтов возник новый тип интеграционных
отношений, в котором различные звенья и стадии проектирования, производства и
сбыта продукции размещается в разных странах. При этом выпуск продукции,
создание отдельных узлов и деталей унифицируется.
Однако вхождение различных стран в новые интеграционные сообщества требует
перестройки и модернизации сложившихся в них экономических и хозяйственных
укладов. Тенденции к интернационализации и унификации противостоит
противоположная тенденция к сохранению уникальности и национальной
самобытности. Борьба этих двух тенденций порой приводит к возникновению
конфликтных ситуаций в национальных экономиках.
Под благоприятными условиями для России в процессе ее вхождения в мировое
интеграционное пространство понимаются такие условия, которые обеспечат
постепенное, плавное переустройство ее экономики с минимизацией всех
негативных последствий.
17. Вопрос. О продовольственной безопасности (Османов Н.М.)
Ответ: Уважаемый Нагим Мавлетович, обеспечение продовольственной безопасности
требует такого развития экономики, которое позволяет удовлетворять потребности
населения в жизненно важных продуктах питания в количестве необходимом для
активной и здоровой жизни в любой период.
В последнее десятилетие отечественное сельскохозяйственное производство резко
уменьшилось, но, начиная с 1999 г. объем производства стал возрастать,
одновременно увеличилось производство продовольствия в личных подсобных
хозяйствах.
Росту производства продукции сельского хозяйства способствовали современные
положительные изменения экономических условий производства в стране.
Совершенствование нормативно-правовой базы аграрного сектора (принятие
«Земельного кодекса Российской Федерации», Федерального закона «Об обороте
сельскохозяйственных земель») способствовало перераспределению и переходу
земель и капитала в руки эффективных производителей сельскохозяйственной
продукции.
Для упорядочения расчетов сельхозпроизводителей с государством большое
значение имело принятое дополнение к части второй Налогового кодекса
Российской Федерации о введении единого сельскохозяйственного налога.
Улучшились условия кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей:
частичное субсидирование из бюджета процентной ставки по кредитам.
Кроме того, более полно по сравнению с предыдущими годами отмечается
исполнение бюджета по расходам на сельское хозяйство и рыболовство.
За последние годы были приняты меры по созданию системы государственной
поддержки страхования в сельском хозяйстве. При этом 50% страхового взноса при
страховании сельскохозяйственных культур оплачивается за счет средств
федерального бюджета.
Для нормализации продовольственного рынка в последнее время введены
эффективные экономические меры, направленные на обеспечение товарных закупок,
квотирование импорта мяса, повышение таможенных пошлин на сельскохозяйственную
продукцию.
18. Вопрос. О демографической ситуации в Российской Федерации (Рогозин В.И.)
Ответ. Уважаемый Виктор Иванович, для ответа на Ваш вопрос мы решили
использовать фрагменты выступления на «круглом столе» в МГУ им.М.В.Ломоносова
руководителя Центра демографии и экологии человека Института
народнохозяйственного прогнозирования РАН Вишневского Анатолия Григорьевича.
По оценке Вишневского А.Г., демографическая ситуация – это одно из главных
узких мест и один из главных источников опасности, с которыми уже сейчас
сталкивается Россия и будет сталкиваться на протяжении всего двадцать первого
века. При этом трудно сказать, какой из компонентов демографической ситуации
более важный источник опасности – наша ли внутренняя ситуация или глобальная
ситуация, которая тоже очень сложна.
Внутренняя демографическая ситуация России крайне неблагоприятна. В ближайшие
годы она может еще более ухудшится. Наиболее очевидный компонент в
неблагоприятной этой ситуации – это высокая смертность. Положение со
смертностью в России ухудшатся уже сорок лет. И сейчас ожидаемая
продолжительность жизни россиянина-мужчины на 15 лет меньше продолжительности
жизни американца, т.е. в среднем в России мужчина живет на 15 лет меньше, чем
американец.
Не лучше обстоит дело и с ситуацией с рождаемостью. Основной период снижения
рождаемости в России пришелся на 30-50-е годы. Уже к середине 60-х годов
рождаемость в России опустилась ниже того уровня, который обеспечивает простое
замещение поколений. Хотя население продолжало расти в силу некоторых
инерционных особенностей и возрастной структуры, но ни одно послевоенное
поколение россиян не обеспечило своей прямой замены.
Прогнозы показывают, что к середине двадцать первого века население России
сократится примерно на одну треть, примерно до 100 миллионов человек.
Как Вы видите, оценки российского ученого довольно тревожные, однако это не
означает, что государство не будет предпринимать каких-либо мер для
стабилизации демографической ситуации. Одно из направлений решения этого
сложнейшего вопроса находится в сфере миграционной проблематики, другое -
раскрывается в ответе на следующий вопрос.
19. Вопрос. О предпринимаемых мерах по улучшению демографической ситуации в
России (Скоробогатько С.М.)
Ответ: Уважаемый Сергей Михайлович, в 2001 году распоряжением Правительства
Российской Федерации одобрена Концепция демографического развития Российской
Федерации на период до 2015 года, в которой сформулированы важнейшие
направления государственной политики Российской Федерации в области
народонаселения.
Концепция демографического развития на федеральном уровне является необходимым
ориентиром при разработке программ и планов улучшения демографической ситуации
в субъектах Российской Федерации с учетом специфики демографической ситуации и
приоритетности проблем в каждом конкретном регионе.
Совершенствуется российское законодательство в области охраны репродуктивного
здоровья, материнства и детства, разработаны и приняты законодательные акты по
социальной поддержке материнства. С 2003 года началась реализация федеральной
целевой программы "Здоровый ребенок" (2003-2006 годы).
Важными мерами материального стимулирования семей к рождению детей является
обеспечение молодых семей достойными жилищными условиями в случае рождения
ребенка, выделение на приобретение жилья безвозмездных субсидий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 г. № 638
утверждена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", входящая в состав
программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
Проблема детской безнадзорности и беспризорности одна из острых социальных
проблем, стоящих перед Россией. Безнадзорность и беспризорность детей
представляет угрозу будущему страны и ликвидация этого явления — важнейшая
государственная задача.
Федеральными органами исполнительной и законодательной власти предпринимаются
реальные шаги по решению этой проблемы. В рамках федеральной целевой программы
"Дети России" на 2003 -2006 годы обеспечена финансированием и действует
подпрограмма "Профилактика безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних", направленная на укрепление системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение численности
безнадзорных и беспризорных детей.
Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних", установлена система органов и учреждений
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и определена
их компетенция в данной сфере.
20. Вопрос. О проблемах агропромышленного комплекса (Журавлев В.И.)
Ответ: Уважаемый Валерий Иванович, за годы реформ не произошло полной
адаптации агропромышленного комплекса к условиям рыночной экономики.
Продолжается сокращение и старение машинно-тракторного парка в сельском
хозяйстве и основного технологического оборудования в пищевой промышленности.
В настоящее время государство осуществляет финансирование агропромышленного
производства за счет средств федерального бюджета, поддержу сельского
хозяйства путем кредитования, страхования, проведения таможенно-тарифной
политики защиты российских товаропроизводителей и другими экономическими
методами.
В целях обеспечения населения безопасными и качественными пищевыми продуктами
государство сосредотачивает свои усилия только на контроле характеристик
готовой продукции.
Проблема модернизации предприятий перерабатывающих отраслей АПК может быть
решения путем создания благоприятных условий для инвестиций в АПК, а также
становления в условиях рыночных отношений вертикально интегрированных
агропромышленных холдингов, которые и могут выступать заказчиками производства
перерабатывающего оборудования.
Уполномоченными органом по проведению государственной агропромышленной
политики является Минсельхоз России.
21. Вопрос. О списании Россией иракского долга (Вострухина Т.В.)
Ответ. Уважаемая Татьяна Викторовна, списание долга Ираку осуществила не
только Россия, это сделали практически все страны-кредиторы с учетом тяжелого
экономического положения в этой стране.
Российская Федерация пошла на этот шаг, во-первых, из чувства солидарности с
дружественным нам иракским народом. Во-вторых, Россия при принятии этого
решения руководствовалась долгосрочными экономическими интересами,
ориентированными на получение российскими компаниями возможности участвовать в
восстановлении иракской экономики, а также на обеспечение реализации
заключенных нами ранее с иракской стороной контрактов.
Полагаем, что сохранение и дальнейшее развитие дружественных и партнерских
отношений с Ираком отвечает интересам повышения национальной безопасности
Российской Федерации.
22. Вопрос. О миграционных проблемах на Дальнем Востоке (Ермолин А.)
Ответ. Уважаемый Андрей, нам понятна Ваша озабоченность по поводу проблемы
миграции китайского населения на российском Дальнем Востоке. Тем не менее,
хотелось бы высказать в этой связи ряд соображений.
Развивая стратегическое партнерство с Китаем, мы обязаны сделать все
возможное, чтобы снять подозрительность наших народов в отношении друг друга,
не ущемляя обоюдные интересы. Этой цели, в частности, было подчинено
окончательное решение спорных вопросов по границе, достигнутое недавно в ходе
визита Президента РФ В.В.Путина в КНР, у которого, кстати, было немало
противников в самом Китае.
В том же контексте следует рассматривать и вопрос о миграции, решение которого
также должно максимально учитывать интересы обеих стран. В этой связи хотелось
бы обратить Ваше внимание на высказывание приморского губернатора С.Дарькина,
который, характеризуя ситуацию с миграцией китайского населения в край,
заявил, что из 170 тысяч китайцев, которые по туристическим и иным визам
пересекли границу с Приморским краем, потеряно из виду всего несколько человек
и все они объявлены в розыск. Остальные же либо въехали и уехали, либо
находятся на территории края на законных основаниях. По словам губернатора
края, упорядочению миграционного процесса способствует созданный на
региональном уровне механизм проведения регулярных встреч с губернаторами
соседних китайских провинций. По такой же модели сотрудничают пограничники,
таможенники, правоохранительные органы двух стран.
Здесь, наверное, уместно привести слова Президента РФ В.В.Путина, который на
встрече с председателем КНР Ху Цзиньтао заявил о том, что у России нет
оснований утверждать, что Пекин стимулирует трудовую миграцию в Россию. По его
словам, проблема миграции китайцев на Дальний Восток – это, скорее,
внутрироссийская проблема. Нам самим нужно и дальше совершенствовать процесс
трудовой и туристической миграции из Китая – но, что крайне важно, в рамках
единого для России механизма привлечения и использования иностранной рабочей
силы, который бы не ущемлял конкретные народы. И здесь важная роль должна
принадлежать именно российским государственным структурам, которые обязаны
осуществлять должный контроль за соблюдением гражданами иных государств, в том
числе Китая, российских законов.
Такая проблема, безусловно, есть, и она находится в поле зрения Совета
Безопасности РФ и заинтересованных органов исполнительной власти. Однако не
менее важной для российских интересов представляется еще одна проблема,
касающаяся закрепления коренного населения и привлечения мигрантов
репродуктивного возраста в субъекты в Сибирский и дальневосточный федеральные
округа России, преимущественно из регионов с избыточным количеством рабочей
силы, а также соотечественников из-за рубежа. Резерв мы видим в повышении
эффективности реализации мероприятий, предусмотренных федеральной целевой
программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья на
1996-2005 и до 2010 г.».
23. Вопрос. О социальном расслоении российского общества(Свириденко М.В.)
Ответ. Уважаемая Майя Владиславовна, в значительной степени разделяем Вашу
озабоченность по поводу решения затронутых вопросов.
Если быть объективным, то нельзя не отметить, что последние годы
характеризовались как негативными проявлениями, так и успехами в области
социальной политики Российской Федерации.
Наиболее значительным негативным моментом остается разрыв в денежных доходах
между 10 % наиболее обеспеченного населения и 10 % наименее обеспеченного
населения. В настоящее время это соотношение оценивается приблизительно как
1:15. В целом, как социальное явление, до сих пор не преодолена бедность.
В то же время развернута работа по выполнению приоритетной задачи,
определенной Президентом Российской Федерации в ежегодном Послании
Федеральному Собранию Российской Федерации как обеспечение устойчивого
повышения уровня и качества жизни населения.
В частности, приняты меры по повышению заработной платы и пенсий, выплате
пособий, погашению задолженности перед получателями этих выплат. Прирост
реальных денежных доходов населения за 2004 год составил около 9,5 %, а
реальной заработной платы - 13,5 %.
Такая динамика положительно сказывается на уменьшении доли численности
населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (в III
квартале 2004 г. 26,7 млн. человек (18,7 % от общей численности населения)
против 33,5 млн. человек (23,3 %) в соответствующем периоде прошлого года).
24. Вопрос. О степени влиянии представителей властных элит общества на
национальную безопасность России (Строев С.В.)
Ответ. Уважаемый Сергей Всеволодович, нельзя не согласиться с Вами в том, что,
так называемые, властные элиты общества способны оказывать значительное
влияние на состояние национальной безопасности. В связи с этим Вы не могли не
заметить, что за последнее время было предприняты серьезные шаги, направленные
на укрепление национальной безопасности.
Это касается, прежде всего, Правительства Российской Федерации и Администрации
Президента Российской Федерации, кадровый состав которых в значительной
степени был обновлен одновременно с основательными изменениями, произошедшими
в самой их структуре.
Кроме того, новый порядок назначения губернаторов также должен будет
способствовать совершенствованию деятельности региональных элит по решению
проблем, стоящих перед субъектами Российской Федерации, тесно связанных с
общенациональными интересами.
Наконец, четко обозначенная Президентом Российской Федерации позиция о
решимости отстаивать в нашей экономике государственные интересы, пользуясь
абсолютно легальными рыночными механизмами, внушает уверенность, что
национальная безопасность Российской Федерации в обозначенном Вами контексте,
будет надежно обеспечена.
25. Вопрос. О формате проведения интернет-конференции (Павлов А.О.)
Ответ: Уважаемый Александр Олегович, при принятии решения о формате ведения
интернет-конференции учитывалось следующее. Основной целью данной конференции
является не создание информационной среды (портала) для ведения дискуссий по
проблемам национальной безопасности, а получение мнений от общественности по
различным аспектам безопасности, главным образом - для дальнейшего
использования аппаратом Совета Безопасности при подготовке новой Концепции
национальной безопасности. При этом согласны с Вами в том, что создание такого
портала является весьма интересной и актуальной задачей, и мы думаем о путях
ее решения.
В ходе настоящей конференции к нам поступает достаточно большое количество
вопросов, подготовка ответов на которые требует значительного времени и
большой ответственности, в связи с чем в ряде случаев мы привлекаем
сотрудников федеральных органов исполнительной власти.
Первые результаты конференции свидетельствуют, что часть обращений к нам, по
сути, представляет собой не вопросы, а изложение гражданами своих жизненных и
мировоззренческих позиций. Согласитесь с нами, что их обсуждение может
несколько увести конференцию от достижения главных целей. Хотя нельзя не
признать, что и такая дискуссия должна иметь место в полноценном гражданском
обществе.
Встречаются также некоторые вопросы, авторы которых не желают их публикации, а
часть вопросов содержат конкретные обращения, но не имеющие отношения к
обсуждаемой нами теме.
Сообщаем Вам, что наиболее интересные вопросы и позиции авторов учитываются
нами в ходе работы по подготовке проекта Концепции национальной безопасности,
а также в нашей текущей деятельности.
Настоящая конференция является одной из форм проводимой нами работы по
всестороннему учету различных общественных мнений при подготовке новой
Концепции национальной безопасности. Свои соображения по этому вопросу
представили федеральные органы исполнительной власти, научные организации.
Проведено также два "круглых стола" по обсуждению проблем национальной
безопасности (3 ноября и 8 декабря 2004 г.), в которых приняли участие
представители органов власти, научных кругов, бизнеса, общественности.
В заключение, хотим отметить, что данная конференция является одним из шагов
по налаживанию конструктивного диалога между обществом и властью. В связи с
этим полученный практический опыт мы планируем использовать в нашей дальнейшей
работе, направленной на обеспечение национальной безопасности Российской
Федерации.
26. Вопрос. Какова необходимость разработки новой Концепции национальной
безопасности Российской Федерации? Какие угрозы представляют большую опасность
– внутренние или внешние? (Новиков О.)
Уважаемый Олег, предыдущая Концепция национальной безопасности отражала реалии
того времени, которое уже ушло в историю. Напомним, что предыдущая Концепция
была утверждена более четырех лет назад. Свою роль она, безусловно, сыграла.
Однако Вы, наверное, согласитесь, что за это время многое изменилось как в
мире, так и у нас в стране.
На одно из первых мест сейчас выдвигается, и это общепризнанно, проблема
борьбы с международным терроризмом во всех его проявлениях. Терроризм –
глобальное явление, но в то же время в каждом конкретном случае имеет свою
специфику. Необходимо определить эту глобальную проблему в преломлении к
российской специфике, понять, как правильно выстраивать те шаги и меры,
которые позволили бы эффективно бороться с этой проблемой. Существует проблема
распространения ОМУ и другие. Задача заключается в том, чтобы правильно
расставить акценты, а главное - предложить шаги, которые позволили бы решать
проблемы эффективно.
Что касается внутренних и внешних угроз и степени их опасности для страны. В
современном мире угрозы все больше носят глобальный, а соответственно
трансграничный характер. Поэтому жестко подразделять эти угрозы на внутренние
и внешние - дело крайне сложное и вряд ли рациональное. Терроризм, незаконный
оборот наркотиков, организованная преступность, коррупция, незаконная
миграция, техногенные катастрофы, эпидемии, угроза распространения ОМУ - все
это внутренние или внешние угрозы? Скорее всего, и то, и другое. Вот почему и
решать эти проблемы надо комплексно, с опорой на широкое международное
сотрудничество.
27. Вопрос. Об основном предназначении Совета Безопасности Российской
Федерации (Задерей В.А.)
Ответ. Уважаемый Валерий Александрович, во-первых, надо признать, что вопросы
безопасности в XXI веке приобрели особую остроту для большинства государств
мира. Это, прежде всего, связано с тем, что современные угрозы и вызовы носят
транснациональный, глобальный характер. Поэтому в таком взаимосвязанном,
взаимозависимом мире строить и обеспечивать безопасность в одной отдельно
взятой стране без учета всей совокупности факторов практически невозможно.
Задача Совета Безопасности, прежде всего, заключается в том, чтобы на основе
глубокого анализа с привлечением экспертов высокого уровня из разных областей
деятельности вырабатывать соответствующие рекомендации и предложения по
решению ключевых вопросов обеспечения национальной безопасности.
Особо необходимо отметить, что Совет Безопасности России – конституционный
орган. Он является президентской структурой и главная его задача состоит в
том, чтобы вырабатывать соответствующие рекомендации Президенту Российской
Федерации по всем вопросам национальной безопасности.
В Указе Президента Российской Федерации определены основные задачи, которые
Совет Безопасности Российской Федерации призван решать на современном этапе.
Основными из них являются: обеспечение условий для реализации Президентом
России его конституционных полномочий по определению основных направлений
внутренней и внешней политики государства, разработка основных направлений
стратегии развития государства, обеспечение национальной безопасности и
конкурентоспособности страны, подготовка решений по нейтрализации внутренних и
внешних угроз безопасности личности, общества и государства, подготовка
оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут
привести к существенным социально-политическим, экономическим, военным,
экологическим и иным последствиям.
Необходимо также отметить, что иногда в различных комментариях присутствует
некое смешение понятий. Существует мнение, что Совет Безопасности может
подменять органы исполнительной власти. Это неверно. Главная задача
заключается не в подмене каких-либо органов исполнительной власти, а в участии
как непосредственно, так и через различные формы координации в выработке
стратегических вопросов обеспечения национальной безопасности на среднесрочную
и долгосрочную перспективу.
28. Вопрос. О льготах на коммунальные услуги (Лямков Н.В.)
Ответ. Уважаемый Николай Валерьевич, правовой статус военнослужащих,
участвовавших в боевых действиях (контртеррористических операциях) и
обеспечивавших правопорядок и общественную безопасность на территории
Северо-Кавказского региона определен Федеральным законом от 12 января 1995 г.
№ 5-ФЗ «О ветеранах».
Статьей 16 указанного Закона для ветеранов боевых действий установлены меры
социальной поддержки, в том числе льготы по оплате коммунальных платежей в
размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных
квартирах - занимаемой жилой площади). Эти льготы распространяются также на
членов семей ветеранов боевых действий, проживающих совместно с ними. Меры
социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в
домах независимо от вида жилищного фонда.
29. Вопрос. О льготах и компенсациях участникам контртеррористических операций
(Квашнев В.А.)
Ответ. Уважаемый Вадим Анатольевич, порядок и основания для предоставления
военнослужащим льгот и компенсаций в связи с их участием в
контртеррористических операциях определены Постановлением Правительства РФ от
9 февраля 2004 г. № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях
военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти,
участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и
общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской
Федерации».
Для военнослужащих Вооруженных Сил РФ, участвующих в контртеррористических
операциях, эти меры определены приказом Министра обороны РФ от 25 марта 2004
г. № 95.
Выполнение указанных нормативных правовых актов возложено на командование
воинских частей и подразделений по месту их дислокации. Возникающие при этом
спорные вопросы, связанные с их реализацией, должны решаться в судебном
порядке.
30. Вопрос. Об участии органов безопасности в контроле за деятельностью
крупных холдингов, корпораций? (Будько Б.А.)
Ответ. Уважаемый Борис Александрович, в соответствии со статьей 17
Федерального закона «О финансово-промышленных группах» контроль за их
деятельностью осуществляет уполномоченный федеральный государственный орган по
государственному регулированию создания, деятельности и ликвидации
финансово-промышленных групп. Постановлением Правительства Российской
Федерации от 2 февраля 1998 г. № 104 указанные функции возложены на
Минэкономразвития России. Полномочный государственный орган вправе не чаще чем
один раз в год потребовать отчет о деятельности финансово-промышленной группы
и назначить ее аудиторскую проверку. Кроме того, по его запросу участники
группы обязаны предоставлять любую информацию по отдельным вопросам текущей
деятельности. По итогам годового или текущего отчета финансово-промышленной
группы полномочный государственный орган обязан принять меры в случаях
обнаружения недостоверной информации в предоставленных документах, уклонения
от предоставления необходимых документов, обнаружения несоответствия договору
о ее создании и организационному проекту, несоответствия деятельности
центральной компании финансово-промышленной группы ее уставу, злоупотребления
предоставленными правами и мерами поддержки, нарушения законодательства
Российской Федерации. В зависимости от характера и степени нарушения
полномочный государственный орган может предложить участникам
финансово-промышленной группы устранить выявленные недостатки и установить
сроки их устранения, обратиться в Правительство Российской Федерации,
соответствующий орган субъекта Российской Федерации с предложением о лишении
финансово-промышленной группы всех или части предоставленных ими прав или мер
поддержки, принять меры к привлечению виновных к установленной законом
ответственности, обратиться в Правительство Российской Федерации с
предложением о прекращении свидетельства о регистрации финансово-промышленной
группы.
Что касается деятельности Федеральной службы безопасности Российской Федерации
в этой сфере, то в ее системе создана специализированная служба, одной из
основных задач которой является обеспечение экономической безопасности страны.
Свою работу в указанной области органы Федеральной службы безопасности
осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации
Более подробную информацию по вопросам, связанным с деятельностью органов
Федеральной службы безопасности, можно получить на официальном интернет-сайте
ФСБ России.
31. Вопрос. О взаимоотношениях представителей правоохранительных органов и
граждан (Парубин В.В.)
Ответ. Уважаемый Виктор Викторович, в разрабатываемой в настоящее время
Концепции национальной безопасности Российской Федерации большое внимание
будет уделено вопросам защиты прав и свобод граждан, гармонизации отношений
государства, общества и граждан, укрепления законности и правопорядка в
стране, совершенствования деятельности органов власти, в том числе
правоохранительной системы.
Исключительно важное значение придается государством борьбе с нарушениями
законности со стороны работников правоохранительных органов, в том числе
сотрудников органов внутренних дел. В частности, в соответствии с Указом
Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. № 927 «Вопросы Министерства
внутренних дел Российской Федерации» осуществлена реорганизация Министерства
внутренних дел Российской Федерации. Одной из основных целей реформирования
явилось повышение результативности деятельности по защите прав и свобод
человека и гражданина, создание условий для более эффективной борьбы с
коррупцией среди сотрудников милиции.
В этих целях в центральном аппарате Министерства внутренних дел Российской
Федерации образован Департамент собственной безопасности (ранее – Главное
управление собственной безопасности) как основное подразделение по обеспечению
в системе МВД России собственной безопасности, в функции которого входит
осуществление мер по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию
преступлений и правонарушений, в том числе коррупционной направленности, среди
сотрудников органов внутренних дел.
В Департаменте кадрового обеспечения МВД России имеется инспекция по личному
составу, которая выполняет задачи по профилактике нарушений служебной
дисциплины сотрудниками внутренних дел.
Кроме того, за защитой своих прав и законных интересов любой гражданин может
обратится в органы прокуратуры или суд.
32. Вопрос. Об обеспечении контроля афгано-таджикской границы и проблеме
распространения наркотиков (Марьясов Ф.В.)
Ответ. Уважаемый Федор Владимирович, охрана государственной границы
Таджикистана осуществляется российскими пограничниками на основании Соглашения
между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о правовом статусе
Пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории Республики
Таджикистан, от 25 мая 1993 г. При этом статьей 9 указанного Соглашения
предусмотрено, что по мере создания собственных пограничных войск Республика
Таджикистан по согласованию с Российской Федерацией последовательно берет под
охрану свою границу.
В ходе визита Президента Российской Федерации В.В.Путина в Республику
Таджикистан 16 октября 2004 г. было заключено Соглашение о сотрудничестве по
пограничным вопросам, которое предусматривает совместное решение вопросов,
связанных с совершенствованием охраны государственной границы Республики
Таджикистан, взаимодействием в интересах охраны внешних границ государств СНГ
с государствами, не входящими в Содружество, борьбой с незаконной миграцией,
контрабандой оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, радиоактивных
материалов и наркотиков. Сотрудничество между полномочными органами двух стран
будет осуществляться в следующих формах: помощь в охране границы республики
Таджикистан, содействие в становлении и функционировании пограничных структур
Таджикистана, в том числе в их обеспечении вооружением, боевой техникой,
материально-техническими средствами.
Для координации действий и оказания помощи в охране границы Республики
Таджикистан на базе пограничного управления ФСБ России в Республике
Таджикистан создается оперативная пограничная группа ФСБ России.
В соответствии с достигнутыми договоренностями процесс передачи участков
государственной границы под охрану пограничного ведомства Таджикистана пройдет
в три этапа и завершится до 1 января 2006 г.
Одновременно Российской Федерацией принимаются меры по укреплению
российско-казахстанской границы. В частности, в рамках Федеральной целевой
программы на развитие пограничной инфраструктуры на указанном участке границы
выделены значительные финансовые средства. Кроме того, на границе с
Казахстаном планируется разместить часть выводимых из Таджикистана пограничных
войск.
Серьезное внимание уделяется и борьбе с афганской наркоугрозой
внешнеполитическими средствами. По инициативе Российской Федерации к
настоящему времени Организацией Объединенных Наций создана достаточная
правовая база для принятия конкретных шагов по противодействию наркоэкспансии,
исходящей с территории Афганистана. Активно развивается антинаркотическое
сотрудничество в рамках различных региональных международных организаций,
членом которых является Российская Федерация. Осуществляется комплекс мер,
направленных на создание антинаркотических «поясов безопасности» вокруг
Афганистана. В практической плоскости ежегодно компетентными органами
государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности
проводится оперативно-профилактическая операция «Канал», основной целью
которой является пресечение наркотрафика из стран Центральной Азии в
государства СНГ и далее в Европу.
Так, в 2004 году в ходе указанной операции, в которой приняли участие не
только сотрудники компетентных органов государств – членов ОДКБ, но и
Азербайджана, Ирана и Узбекистана, выявлено свыше 4,4 тыс. наркопреступлений,
около 14,9 тыс. других уголовных правонарушений, изъято из незаконного оборота
10 702 кг наркотиков, в том числе 516,5 кг героина, и 240 тонн прекурсоров.
Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков
динамично наращивает усилия по развитию сотрудничества с антинаркотическими
структурами зарубежных государств, в том числе на центрально-азиатском
направлении. Например, 16 октября 2004 г. ФСКН России и Агентство по контролю
за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан заключили Соглашение о
сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств,
психотропных веществ и их прекурсоров.
33. Вопрос. О практической реализации в Концепции национальной безопасности
Российской Федерации положений так называемой концепции общественной
безопасности – «Мертвая вода» (Балюлин В.Г., Ермолин А.А., Буслаев В.И., Кузин
Н.К., Самохвалов А.С., Ващенко С.С., Грищев В.В., Шатилова Н.Н., Репин А.П.,
Полищук В.М., Соловей В.В., Гранкин А.А., Хамитов Г.Г., Шмыков С.Н., Андреев
В.Н., Скоробогатько С.М., Чеботарев В.Ф.)
Ответ. В ходе интернет-конференции поступил ряд вопросов, связанных с
практической реализацией в Концепции национальной безопасности Российской
Федерации положений так называемой концепции общественной безопасности -
«Мертвая вода». Некоторые авторы предлагают также заменить Концепцию
национальной безопасности Российской Федерации концепцией общественной
безопасности - «Мертвая вода». Следует отметить, что Концепция национальной
безопасности Российской Федерации является политико-правовым документом,
основанным, прежде всего, на официальных взглядах, проверенных практикой
теоретических разработках и действующем законодательстве. В ней, по сути,
сформулированы важнейшие направления государственной политики России.
Безопасность является одной их ключевых категорий современной науки и
практики. Ее содержание нуждается в постоянном уточнении, поскольку
безопасность не может оставаться неизменной в различных условиях
жизнедеятельности общества. Необходимость по-новому смотреть на какие-то
аспекты этой проблемы существует всегда.
В связи с этим при разработке новой редакции Концепции национальной
безопасности Российской Федерации представляется крайне важным учесть
общественные настроения и изучить максимально широкий спектр бытующих в
обществе точек зрения на содержание безопасности и основные направления ее
обеспечения.
Рассмотрение концепции общественной безопасности - «Мертвая вода» и
соотнесение ее положений с иными взглядами и подходами в данной сфере мы
рассматриваем как часть этой работы.
Вместе с тем следует отметить, что концепция общественной безопасности не
может претендовать на статус такого общегосударственного документа, как
Концепция национальной безопасности Российской Федерации, поскольку является,
по существу, идеологической платформой одной из многочисленных общественных
организаций (в данном случае – Концептуальной партии «Единение»).
34. Вопрос. Об обоснованности использования термина «национальная
безопасность» (Самохвалов А.С.)
Ответ. Уважаемый Александр Сергеевич, включение в название проекта Концепции
национальной безопасности Российской Федерации категории «национальный»
представляется оправданным по ряду обстоятельств.
Во-первых, его содержание базируется не столько на традиционном понимании
термина «нация» как этнической, языковой общности людей, как национальной,
сколько на уже общепринятом в мировой практике подходе, рассматривающем нацию
как политико-государственную общность. При таком понимании наиболее логичной
выглядит совокупность основных объектов национальной безопасности – личность,
общество, государство.
Во-вторых, использование термина «национальная безопасность» акцентирует
внимание на ключевой категории, защищенность которой обеспечивается –
национальном интересе. Национальный интерес – это уже не просто жизненно
важные интересы личности, общества, государства, а их интегрированное
выражение. В этом случае подчеркивается взаимозависимость и
взаимообусловленность благополучия с точки зрения безопасности каждого из
элементов триады «человек, общество, государство».
В-третьих, предлагаемый вариант названия Концепции несет в себе и позитивную
социально-психологическую нагрузку. Такая трактовка названия наряду с
обозначением исключительной важности проблемы, способствует формированию
понимания того, что национальная безопасность возникает как результат
объединенных усилий всех сегментов общества по преодолению разноплановых
угроз: от специализированных органов государственной власти до отдельного
гражданина.
Уважаемые участники интернет-конференции, примите наши искренние поздравления
с наступающим Новым годом и Рождеством! Желаем всем вам мирной созидательной
жизни, доброго здоровья, личного счастья, а также творческих успехов во всех
ваших делах на благо нашего Отечества!
Возврат на главную страницу <<<<<<<<<<<<<<<<<