Мое выступление не будет столь научным. Я открою всем собравшимся оргсекрет, что мы должны были первыми после доклада выступить и нашим выступлением начать дискуссию. Но Владимир Николаевич тоже сделал небольшой доклад. Поэтому я не пойду по этому пути, а сделаю то, что мне поручили, открою дискуссию. Поэтому коротко расскажу о своих планах, чтобы мы могли начать «круглый стол», иначе мы все будем делать доклады. В этом зале находятся в целом единомышленники. И получится так, что мы будем с небольшим сокращением повторять замечательный доклад Дмитрия Николаевича и не менее замечательный доклад Владимира Николаевича. Он освежил в нашей памяти от времен Рюрика до наших дней историю нашей государственности. Всегда неплохо перечитывать книги.
Но собрание наше, как мы понимаем, поскольку здесь сидят представители Народного Союза и одновременно движения РОС, других движений, партий все-таки носит практический характер. И речь сегодня идет о путях выхода из кризиса и о путях строительства традиционной русской государственности. То есть мы ставим сегодня по существу вопрос о власти. Дмитрий Николаевич закончил тем, что выхода из многолетнего кризиса является воссоздание не просто соборного движения, а русской соборности. То есть, проще говоря, земского собора, а Владимир Николаевич заметил сразу, что исконной формой российской государственности является монархия, с чем и соглашусь в большей степени.
Все мы понимаем, что христианское мировоззрение не материалистично, но реалистично. Когда мы говорим о том, что справедливо, что от формы зависит содержание больше, чем тело. Это верно. Но под этой формой, я участвовал во всех движениях, именуемых Земским собором, чаще всего, если копнуть поглубже, подразумевается еще один Верховный Совет. То есть я хочу сказать, что почва сейчас, пусть эти 18 лет трудного возрождения России, для того, чтобы мы могли воссоздать форму, которая опирается на содержание, нечто не совсем идентичное, нечто похоже на Земский собор, практически нет. Во-первых, нет опоры. Начнем с того. Во-вторых, народ наш в связи с отречением от отеческой веры, которая, как известно, была в 17-м году, абсолютно лишен всякой силы, как и наши власти предержащие. Я не имею в виду тех компрадоров, которые имеют силу за рубежом. То есть ток подключен там, и они осуществляют управление или как бы управление. Я имею в виду настоящие, народные силы. Наши мужчины не хотят защищать Отечество и служить в армии. Наши женщины не рожают детей. Наши патриоты, представленные в Думе, имеющие статус неприкосновенности, собственность и силу, называют отторгнутые земли, скажем, Малороссию, суверенным государством. Это факт. Согласитесь со мной, это страшно. Это те избранные, с которыми мы сотрудничаем эти 20 лет. Так мы быстро дойдем и до отдельной Новгородской, Дальневосточной республики. Этого от нас и хотят.
Недавно мы всем Союзом православных граждан посмотрели фильм «Тарас Бульба». Мы сейчас не будем оценивать художественные особенности, но фильм патриотический, советую посмотреть. Роскошный фильм. Непонятно как его пустили на экран. Если есть какой-то умысел, то очень хитрый, потому что такое невозможно в наше время. Там казаки умирают за землю русскую, за православие.
Когда мы выходили из зала, а народ, помимо нашей группы, в основном, молодые люди цветущего возраста, 20 с лишним лет. Юноши и девушки, жующие попкорн и пьющие пиво. Правда, и они в момент казни Остапа заплакали. Но минутно.
И кто-то сказал, какие хорошие молодые люди, они прониклись идеями этого фильма, есть еще порох в пороховницах. Нет, – сказал другой, такого пороха уже нет, эти молодые люди за православие, за самодержавие, народность, даже вообще за Отечество не умрут. Разгорелся спор. Спор закончился вечером, когда с небольшим докладом на заседании выступил действующий генерал МВД, наш патриот. Ему задали вопрос – господин генерал, вот вы тут говорили на собрании, что волнения готовятся, да и народ говорит, в связи с кризисом, который развернется летом, а в провинции уже развернулся, что укрепляются различные силовые структуры, что будет, если народ выступит? Он говорит, мы это не просчитываем. Почему? Да потому, что восставать некому. Потому что те, кого мы называли и действительно являлись вождями эти 18 лет, сыты и сидят в своих квартирах. Они не стронутся с места. А русский народ, в основном, кроме кавказцев, которые проживают на бедных окраинах, которые могут как раз выступить, реагируют на невзгоды пьянством. Повально, 90% пьянством. Волнений не будет, мы будем отданы на растерзание кому угодно.
К чему эти вещи про Тараса, про народ? Небольшой исторический экскурс. Многие участвовали в различных движениях, в том числе, двух РНСах. Я имею в виду Российское Народной Собрание, Русский национальный собор. Потом Троицкий собор, потом многолетнее движение вокруг ныне покойного Вячеслава Михайловича Клыкова. И что? Были еще другие, может быть, менее известные движения. Сейчас будет Народный Собор. Есть еще одна, достаточно успешно действующая организация – православная общественная организация Народный Собор. Мы с ней дружим, она является нашим соратником. Но – где силы, где сословия, где возможности, которые в условиях практической оккупации соберут тот самый настоящий, неподдельный собор, который будет решать важнейшие, судьбоносные решения в жизни нашего Отечества?
То есть, я веду к тому, что без той самой, Богом данной, традиционной монархической власти созвать народ невозможно, а мы все помним систему власти, а она все-таки, несмотря на различия, для запада и востока одна и та же – первое лицо самодержавной монархии, тогда консул, аристократия, сегодня – это наша Дума или парламент в Австрии, и народ. Без того самого первого самодержавного лица, приход которого совершенно верно предваряет, по мысли Ильина, после падения советской власти, не вообще какой-то диктатор, а национальный диктатор, без этих лиц организовать наш растерянный, усталый, развращенный 70-ю годами безбожной жизни народ практически невозможно. Поэтому все наши движения с 1991 года по сегодняшний день по организации соборного движения имели место быть, имели заслуги, но не достигли никаких успехов.
Хочу сказать, что если вдруг неожиданно, где-то, в каких-то закулисах, решат сымитировать единение православно подданных, собрать этот самый Собор, но на самом деле, имеющий другие пружины, то это будет сделано. Об этом уже говорилось. Возникнет орган, который не будет похож на настоящий земский собор, не будет похож на парламент, но который будет принимать различные важные решения. И он тоже будет, по существу, проштамповывать и озвучивать решения той же закулисы.
Что делать? – скажете вы тогда.
Тогда у нас есть два пути. Путь партийный, который 18 лет существовал и осуществлял наши намерения, удачно или не удачно, скорее, неудачно, как мы это понимаем, мы терпели поражения, хотя, наверное, вносили значительный вклад в нашу народную жизнь. И путь движенческий, недаром «Народный Союз» сейчас имеет и партийную и движенческую форму.
Вот движенческий путь не ставит перед собой задач в этом мае выдвинуть своих кандидатов на местные выборы, а в следующем ноябре – поставить своего президента к власти. Я условно говорю. Или избрать в Думу своих депутатов. Вот движение может много лет выращивать молодое поколение, просвещать взрослых мужей, привносить в народную жизнь те ценности, которые хранит православная Церковь. В том числе, речь идет, конечно, и о государственном строительстве и о государственной культуре. Вот по этому пути мы можем идти сегодня, наверное, уже и идем.
Второй путь – это монархия. Но… Мне, как монархисту, кажется, что монархия настоящая, неподдельная, самодержавная скорее осуществима, чем народное движение, которое исторически должно было бы, в нормальной народно-культурной исторической ситуации,– призвать монарха на власть.
Здесь, скорее, должно произойти все наоборот. Поэтому движение должно и просвещать, и вымаливать, что очень важно, этого монарха, потому что дарование Богом России самодержавного монарха, а может быть, и национального диктатора, это, конечно же, чудо.
Может ли такое общественно-политическое, историческое чудо произойти? – Может, ибо мы последние 20 лет и были свидетелями таких чудес. Скажем, свержение советской власти после обретения мощей Серафима Саровского в 1991 году, что было названо Преображенской революцией. Такое может быть. Но мы должны сотрудничать с Богом и в своем движенческом стремлении готовить это чудо.
А тогда, когда Бог даст нам царя, и многие считают, что это может быть скоро, как ни странно, тогда речь пойдет и о нормальном устройстве народовластия у трона самодержавного монарха.