СТРОЕВ-СТАТЬИ | ||
Публикации Строева 2009 Ноябрь 2009 Сергей В. Строев Послесловие к
красивым словам в Послании президента Медведева
Президент
Медведев в своем Послании призвал к скорейшей модернизации страны. Имея в виду, конечно, технологическую модернизацию.
По возможности, не затрагивая сферу политики и ограничившись в этой сфере лишь
мелким косметическим ремонтом. Собравшиеся выслушать Послание
"сливки" российского общества
- депутаты Госдумы, сенаторы Совета Федерации, губернаторы, - все они бурно
аплодировали Президенту, якобы, поддерживая его предложения. Однако, как нам
кажется, в большинстве случаев, эти аплодисменты были частью политического шоу,
а не свидетельством искренней поддержки положений Послания президента
Медведева. Почему?
А зачем "сливкам общества" ( а это не только
собравшиеся выслушать Послание президента, но и экономическая
экспортно-сырьевая элита) не на словах, а реально поддерживать изменение
сложившейся Системы? Которая очень хорошо кормит
сегодня российскую политико-административную
и экономическую элиту на всех уровнях выстроенной за последние годы
"вертикали". Это ведь не только и не столько "вертикаль
власти" сколько "вертикаль кормления". Она вполне сложилась и
те, кто в нее уже встроены, ею как таковой вполне довольны. И никаких
"новичков" в этот круг не допускают уже много лет. Монополия. У
нас сегодня воспроизводится на новом витке истории уже давно пройденное
российским обществом - когда Царь (Александр Первый,
Александр Второй) понимали необходимость и неизбежность социально-экономической
реформы России, необходимость модернизации, которая стала абсолютно очевидной
после проигранной Крымской войны, но... как можно реформировать такую страну?
Если население страны к реформам не готово, хотя и желает их, а элита (правящий класс), ее большинство,
настроены абсолютно против реформы, так как они с неизбежностью сломают
устоявшийся "способ кормления" (в то время - помещичье землевладение
и крепостное право). А
где же рядовые граждане? Ведь это в их интересах модернизировать экономику
страны. А граждан у нас, увы, почти нет. По традиции в России большинство
населения - это не граждане, а подданные. Даже если новый Царь называется
генеральным секретарем или президентом. У российских подданных же ( не будем тут равнять их с подданными номинальных монархов
- королевы Великобритании, короля Испании и т.п.) по определению не было и нет реально действующих
гражданских и политических институтов, через которые они могли бы выражать
свои интересы. Это не обязательно депутаты выборных органов. Это могут быть и
влиятельные профсоюза и независимые от власти и от заграницы общественные
организации с адекватным финансированием от сочувствующего бизнеса. Это могут
быть и настоящие, а не имитационные политические партии. Последние
по определению представляют интересы только определенной части граждан ( part), но уж лучше такое представительство отдельных частей общества,
чем никакого реального представительства вообще! Особенно быстро процесс девальвации выборного
процесса пошел после 2003 года, когда думские выборы в последний раз, хотя были
и не без манипуляций, но всё-таки хоть как-то в своих результатах отражали
настроение различных сегментов общества, что нашло свое отражение в
"неожиданном" феномене блока "Родина". (
Недавно автору этих строк один участник выборной компании блока
"Родина" поведал такую историю тех выборов. Он, как один из
функционеров избирательного штаба блока «Родина», поделился своими опасениями о
том, будет ли пройден блоком 5% барьер.
На что его гораздо более осведомленный
партнер по блоку ответил: " Я боюсь совсем другого
- не перевалить бы нам за 20%!". Боялся
он, как оказалось, не без оснований, но всё таки зря….
Голосовало тогда за блок много
избирателей, но о конечной цифре за блок «Родина» была "проявлена забота" в компетентных
инстанциях. Там, где за блок "Родина" голосовало более 15%
избирателей ( в "наукогородах" вообще зашкаливало
за 40%, в основном из-за лидера блока -члена-корреспондента
( в то время) Академии наук, молодого экономиста С.Ю. Глазьева) - там цифры
"приглаживались" и в итоге в официальном зачете за блоком
"Родина " признали чуть более 9% голосов. ( Сегодня
при такой же поддержке избирателей могли записать за блоком и 2-3 процентов.
Или вообще околу нуля процентов в регионах, где
сегодня творят что хотят региональные власти). Блок «Родина»
все таки получил представительство в Думе, но затем в течении
двух лет этот блок полностью развалили, причем те же силы, кто его создавал,
как "спойлера для КПРФ". История.. но поучительная во многих отношения. В частности, она
свидетельствует о наличии немалого количества мыслящих граждан в стране. Конечно,
в любом обществе, даже в обществе "российских подданных" всегда
есть относительно небольшая часть,
которая небезразлична к проблемам общества в целом, а не только к своим сугубо
личным проблемам. Но даже если эта часть общества, полностью или почти
полностью, согласна с задачами, которые обозначены в президентском Послании,
что реально эта "политически
активная" часть российского общества может сделать в поддержку президентских
инициатив? Ровным счетом ничего. Что
еще можно ожидать от подобного "подданного населения" ? Увы, только двух крайностей ,
Или русского бунта, бессмысленного и
беспощадного. Или раболепного подчинения непосредственным начальникам.
Президент же, будь то Горбачев или Медведев, непосредственным начальником не
является. Со всеми вытекающими из этого выводами. Тем
более, если этот президент не является политическим
бойцом по своему характеру, какими были и жестокой автократ Сталин и недоброй памяти
разрушитель Великой России - Ельцин Б.Н.
Есть такая "теория", что если бы в роковой 1991 год
президентом был бы не Михаил Сергеевич, а его супруга - Раиса Максимовна, то
она бы не позволила развалить СССР.
У нее был другой характер и другое отношение к политической власти. Как это ни
смешно, но автор этих строк разделяет эту "теорию". Потому что роль
личности в истории очень велика. Тем более в кризисных ситуациях. На
самом деле эта "эволюция", конечно же, идет, но ее процесс почти не
проявляется вовне, а часто он и не осознается самим носителем этого будущего
"одномоментного перехода", так как эта эволюция в сознании происходит
почти на подсознательном уровне русского человека. Это и не хорошо и не плохо.
Просто мы, русские люди, устроены психологически именно так ,
а не иначе. Не так как западноевропейцы. Хотя мы по своей культуре и по своему
менталитету находимся гораздо ближе к христианам-европейцам, нежели к последователям ислама.
Не говоря уже о
китайцах - представителях совсем иной
культуры и цивилизации). Часть этого "политически активного
сегмента" общества просто не поверит президенту в то, что это не очередная
пропаганда с использованием очень правильных слов и мыслей. Из
чего вытекает очень важное следствие для сторонников буржуазной демократии,
включая национальную демократию: федеральная власть достойна всяческого
осуждения и резкой критики. Но никакое
разрушение центральной власти КАК ТАКОВОЙ абсолютно недопустимо без немедленной
замены её личного состава новыми, но также "сугубо федеральными" ( а еще лучше, если идеологически еще и "
имперскими") кадрами. Если
развал СССР, по словам Путина, стал "геополитической катастрофой", то
развал России может стать личной жизненной катастрофой для абсолютного
большинства ее граждан, то есть более чем для 100 миллионов человек. Подобное
абсолютно недопустимо и об этом должны помнить все - и "реакционеры во
власти", и "национальные революционеры-бунтари". Конечно,
радикалам, никто ПЕРЕДАВАТЬ власть не будет никогда. Да и радикалы сами
предпочитают ВЗЯТЬ власть. Причем так чтобы потом ни с кем властью не делиться.
Но среди "внутренней оппозиции" власти есть не только радикалы. (
"Внутренняя оппозиция" - это духовная оппозиция, это что то типа словосочетания "внутренняя эмиграция"
- по форме это бессмысленное словосочетание, но оно имело в СССР конкретное содержание и носителей этой
"духовной эмиграции"). В условиях резкого обострения кризиса
неизбежно потерпит экономический и личный крах часть русских предпринимателей,
а это люди весьма "тертые" в своем большинстве и если их всех очень
сильно «прижмет» . то они будут теми или иными
способами бороться за СЕБЯ. Что не исключает и объединения усилий части мелкой
и средней национальной русской буржуазии. В регионах очень часто это известные
и в известном смысле авторитетные люди и с ними можно будет договариваться о
власти. Опыт таких договоренностей уже имеется, хотя и не вполне удачный. Так
как нередко авторитетные люди были именно «авторитетными» и при отсутствии
договоренности по конкретному вопросу бывало угрожали «утопить
весь состав местной Думы в Японском море», как угрожал депутатам областной или
городской думы бывший мэр Владивостока, авторитетный «Винни Пух».
Сложный это процесс… договариваться о власти. Но его надо готовить на всякий
случай заранее, чтобы у граждан не было потом совсем простого выбора – или опостылевшая
уже всем действующая власть или замена её
предпринимателями-бандитами. Надо избавить и власть, и граждан от ТАКОГО
выбора. Но
для того чтобы в приемлемых формах ПЕРЕДАТЬ власть, надо заранее знать кому ее всё
таки МОЖНО передать и на каких условиях.
Это предполагает гласное, а, возможно, и
негласное сотрудничество власти с гипотетической ее заменой. Сегодня же,
когда в результате псевдовыборов ЕР села своим
откормленным задом почти на всё политическое пространство, такое сотрудничество
может быть только в форме соглашательства с властью со стороны муляжа
оппозиции. Или соглашательства с вышеупомянутыми «авторитетами». Толку от такого сотрудничества мало. Ибо даже
"российские подданные", хотя и не вмешиваются в политику, хотя фактически
игнорируют выборы ( не бойкотируют, а игнорируют, ибо
осознанный и не скрываемый бойкот - это уже чистая политика), но и истинную
цену такой прикормленой псевдооппозиции
или рвущегося к власти полукриминального бизнеса "российские подданные" вполне хорошо
себе представляет. То есть они НЕ ВЕРЯТ таким силам как АЛЬТЕРНАТИВЕ. А вести
народ во время социально-политического кризиса могут только такие люди, которым ВЕРЯТ другие люди. Что и создает
объективную необходимость для политической модернизации с созданием патриотической,
национальной, умеренной ( но не трусливой) политической силы, которая была бы и
идеологически , и материально заинтересована в той
модернизации, о которой так красиво говорил в своем Послании президент
Медведев. Но как реализовать всё это? Всех
этих независимых и реальных,( а не фантомных, зависимых от власти, или «грантоедских», зависимых от западных грантодателей),
несущих опор гражданского общества у нас нет и неизвестно когда они появятся. И
появятся ли вообще в обозримом будущем. А без развитых институтов гражданского
общества модернизация общества невозможна. Если мы действительно говорим о модернизации
как таковой, во всех сферах жизни
российского общества, а не только в распиаренных и
почти провалившихся "нанотехнологиях им. А.Б.
Чубайса" или в других сугубо технологических областях. Модернизация
в сугубо технологических областях тоже крайне важна, но без реальных жестких
механизмов реализации программы модернизации, без широкой общественной
поддержки подобной программы модернизации, что возможно лишь при сочетании
технической модернизации с общественно-политической модернизацией, - без всего
этого президентское Послание имеет очень большие шансы остаться лишь красивыми
словами на красивой гербовой бумаге ритуального Послания Федеральному Собранию РФ от Президента Медведева. 16
ноября 2009 года
|