ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту Федерального закона «О правовых гарантиях оппозиционной

деятельности в Российской Федерации»

Согласно статье 1 Конституции Российской Федерации Россия является демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Одним из необходимых условий демократического развития общества является возможность осуществления оппозиционной   политической деятельности. К настоящему времени в Российской Федерациив основном сформирована законодательная база необходимая для реализации политической активности граждан, в частности приняты федеральные законы: «О политических партиях», «Об общественных объединениях», «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», регулярно совершенствуется избирательное законодательство. Однако действующее законодательство не учитывает особенностей деятельности политических сил, находящихся в оппозиции к действующей власти.

Предлагаемый проект Федерального закона «О правовых гарантиях оппозиционной деятельности в Российской Федерации» призван восполнитьуказанный пробел в правовом регулировании.

 

В законопроекте определяется понятие оппозиционной деятельности,

ее принципы,   субъекты и их статус, гарантируется равное право на

осуществление оппозиционной деятельности.

Под оппозиционной деятельностью в законопроекте понимаются

целенаправленные конструктивные политические действия политических партий, депутатских объединений в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, объединений членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатских объединений в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, которые  противопоставляют  действиям  Правительства  Российской Федерации, иных органов исполнительной власти свои политические программы, предложения, методы принятия и осуществления политических решений.

 

Оппозиционная деятельность подразделяется на парламентскую (в

Федеральном собрании Российской Федерации и законодательных

(представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации),   оппозиционную   деятельность   в   органах   местного самоуправления и внепарламентскую оппозиционную деятельность.

Устанавливая гарантии парламентской оппозиционной деятельности в

Государственной Думе законопроект. предполагает обязательное участие оппозиции в формировании рабочих органов Государственной Думы, в частности, закрепляет обязательное вхождение представителей оппозиции в Совет Государственной Думы, независимо от механизма его формирования, и в число заместителей Председателя Государственной Думы, в состав каждого комитета и комиссии Государственной Думы, а также предполагает право представителей оппозиционных депутатских объединений возглавлять на  пропорциональной   основе  комитеты  Государственной  Думы.

Представители парламентской оппозиции обязательно включаются в состав всех парламентских делегаций.

В качестве процедурных гарантий деятельности парламентской

оппозиции   предлагается   закрепить   право   выступать   по   всем

рассматриваемым Государственной Думой вопросам, а также право

выступать с комментариями и изложением своей позиции после выступлений в Государственной Думе представителей исполнительной власти. Новеллой в парламентской практике России является установленное в законопроекте право парламентской оппозиции выступать с запросами и вопросы к представителям исполнительной власти от имени оппозиционных

депутатских объединений (в настоящее время таким правом обладают только Государственная Дума в целом и отдельные депутаты).

Законопроект предполагает обязательное освещение деятельности

парламентской оппозиции в средствах массовой информации, в частности представителям оппозиционных фракций предоставляется фиксированное эфирное время в специализированных теле- и радиопрограммах, печатные площади в изданиях Федерального Собрания. В случае трансляции или изложения   в   средствах  массовой   информации   выступлений  в Государственной Думе Председателя и членов Правительства Российской Федерации,  руководителей  иных  органов  исполнительной  власти обязательно транслируются или приводятся в печати и выступления представителей оппозиционных фракций. После сообщений в средствах

массовой информации о принятых Государственной Думой решениях

обязательно сообщается о высказанных позициях оппозиционных фракций.

Принципиально новым для Российской Федерации политическим

институтом станут обязательные регулярные встречи Председателя

Правительства Российской Федерации с руководителями оппозиционных

депутатских объединений.

Правовые гарантии оппозиционной деятельности в законодательных

(представительных) органах государственной власти субъектов Российской

Федерации и представительных органах местного самоуправления

аналогичны соответствующим гарантиям оппозиционной деятельности в

Государственной Думе.

Законопроект предусматривает широкое освещение оппозиционной

деятельности в средствах массовой информации, как общефедерального, так регионального уровня.

 

ПЕРЕЧЕНЬ

законодательных актов, подлежащих отмене, изменению

и дополнению в случае принятия проекта Федерального закона «О

правовых гарантиях оппозиционной деятельности в Российской

Федерации»

Принятие Федерального закона «О правовых гарантиях оппозиционнойдеятельности в Российской Федерации» потребует внесения изменений и дополнений в следующие законодательные акты:

1) Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе

депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской

Федерации»;

2) Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и

права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";

3) Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы

Федерального Собрания Российской Федерации";

4) Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации»;

5) Федеральный закон «Об общих принципах организации местного

самоуправления в Российской Федерации»;

6) Федеральный закон «Об общих принципах организации

законодательных   (представительных)   и   исполнительных   органов

государственной власти субъектов Российской Федерации»;

7) Федеральный закон "О политических партиях";

8)   Кодекс   Российской   Федерации   об   административных правонарушениях.

Принятие Федерального закона «О правовых гарантиях оппозиционной

деятельности в Российской Федерации» потребует также внесения изменений в Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

 

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ

ОБОСНОВАНИЕ

к проекту Федерального закона «О правовых гарантиях оппозиционной

деятельности в Российской Федерации»Принятие Федерального закона «О правовых гарантиях оппозиционнойдеятельности в Российской Федерации» не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального

бюджета.

 


Возврат на главную страницу <<<<<<<<<<<<<<<<<

Rambler's Top100

Hosted by uCoz