С  Т  Р  О  Е  В  -  С  Т  А  Т  Ь  И 




                                Публикации Строева  2009
                               

                                                       Декабрь  2009

                                                                                                                          Сергей В. Строев

  Морская транспортировка СПГ: экономика и политика в одном газовом супертанкере.

            ( Новые технологии транспортировки природного газа и политика " в одном флаконе" )

 

Энергетической безопасность для стран Евросоюза  заменила собой  сегодня проблему военной безопасности для стран Западной Европы 50-х - 80-х годов ХХ века. Но вновь, как и 20 лет назад, западноевропейцы тесно связывают этот новый аспект европейской безопасности с Россией. По мнению противников тесного сотрудничества Евросоюза с Россией,( последние - в основном из рядов «евроатлантистов» – США и Великобритании)- сегодня слишком многие европейские страны слишком зависимы от поставок энергоносителей, прежде всего природного газа, поставляемого Россией , представленной на газовом рынке Европы лишь одной корпорацией глобального значения – ОАО «Газпром».

 

Для того чтобы обеспечить  для себя наиболее благоприятные условия для поставок энергоносителей,  Евросоюз и США предпринимают самые различные  меры. Их спектр весьма широк и разнообразен. От  предложений заключить выгодную для себя «Энергетическую Хартию» и попыток «экологического торможения» различных российских проектов альтернативных маршрутов поставок газа в Западную Европу, минуя транзитные страны краину и Белоруссию, до реализации собственных крупных проектов по транспортировке газа , которые могли бы обеспечить альтернативные  российским  поставки  природного газа из иных стран. При этом речь идет об альтернативных поставках в очень больших объемах. Бурно развивающиеся технологии в производстве и транспортировке сжиженного природного газа ( СПГ) позволяют добиться этой цели.

 

С учетом этого обстоятельства представляются весьма интересными сообщения о различных крупных СПГ проектах во всем мире: проекты производства СПГ в развивающихся странах и проекты транспортировки и регазификации СПГ в странах потребителях из Европейского Союза. Проекты, о которых мы пишем ниже как раз и относятся к категории таких важных альтернативных проектов поставки природного газа в ХХI веке. Перефразируя известный рекламный слоган, можно сказать, что новые проекты морской поставки СПГ есть не что иное как «экономика и политика в одном флаконе», а точнее – в танкере метановозе , способном за один рейс доставить несколько сот тысяч кубометров сжиженного газа в любую точку мира. Если учесть, что количество подобных газовых супертанкеров постоянно растет, то возникают даже сомнения – чего больше в этих «суперфлаконах» - экономической целесообразности или энергетической политики?

 

Для транспортировки огромных объемов СПГ по морю необходимо создание соответствующей инфраструктуры как для отгрузки, так и для приемки и регазификации полученного морем СПГ. Проекты создания подобных терминалов существуют и  развиваются.

 

К таким проектам следует отнести  South Hook LNG Terminal, самый крупный СПГ терминал в Европе,  предназначенный  для приема  танкеров-метановозов   на западном побережье Уэльса, в  глубоководной бухте Milford Haven. Строящийся терминал СПГ является британским совместным предприятием, в котором 67,5% акций принадлежат катарской государственной корпорации Qatar Petroleum, а 24,15% и 8,35% принадлежат,  соответственно, американской  корпорации ExxonMobil и французской  Total.

 

Почему у небольшого государства Катар почти три четверти всех акций этого британского супертерминала? Потому что Катар является главным поставщиком СПГ на этот терминал и для того чтобы обеспечить адекватную отправку СПГ морем в Великобританию в Катаре ведется еще одно крупное строительство. Также терминала, но с целью отправки СПГ. Американская корпорация FLUOR уже осуществила поставки оборудования ( включая емкости для хранения СПГ, криогенные насосные станции для закачки СПГ в танкеры и т.п)  и обеспечила квалифицированными кадрами этот проект «RasGas” на сумму 1,5 миллиардов долларов. «RasGas» также является совместным предприятием, в котором государственной компании  Qatar Peroleum  принадлежит 70% акций,  а американской ExxonMobil Corporation – 30% .

Морская  перевозка СПГ на маршруте между  терминалами RasGas и  South Hook  будет осуществляться пока 14 газовыми супертанкерами, которые обычно принимают на борт в свои криогенные (низкотемпературные) танки СПГ в объеме от  138 тыс. кубометров до 145 тыс. кубометров. Спущенные на воду в 2007 и 2008 году супертанкеры серии D-Flex  и  D-Max  перевозят еще больше СПГ – соответственно, 210 тыс. и 260 тыс. кубометров сжиженного (при температуре  196 градусов ниже Цельсия) природного газа. Если учесть, что при регазификации, (то есть при превращении сжиженного низкотемпературного газа в обычный газ при нормальном давлении и температуре) один кубометр СПГ преобразуется в 600 кубометров обычного природного газа ( что в свою очередь является топливным эквивалентом равным одному литру бензина), то за один рейс супертанкер D-Max может доставить из Катара в Великобританию  156 МИЛЛИОНОВ кубических метров газа.

                             

   

  Новейший газовый супертанкер «Mozah» ( названный по имени шейха Катара – Mozah Bint Nasser   Al-Missned.) 7 мая 2007 года. Впервые швартуется у первой очереди терминала South Hook 
  с 266 тыс. кубометров СПГ на борту.

 

Много это или не очень? Если взять, например, годовое потребление газа такой небольшой европейской страной как Венгрия ( 15,5 миллиардов кубометров в 2007 году), то для годичного обеспечения газом  всей этой страны необходимо всего 100 рейсов супертанкеров D-Max. Жаль только, что швартоваться в озере Балатон они не смогут. Но, если говорить совсем серьезно, то при полном объеме газового экспорта России в Европу на уровне около 124 миллиарда кубометров в год, для того чтобы полностью отказаться от российского газа необходимо осуществить менее  одной тысячи рейсов таких супертанкеров в год. Зная по истории Второй мировой войны чудеса военных перевозок по морю из США в Европу нет никаких сомнений, что в случае необходимости по причинам «энергетической безопасности» США могут быстро организовать производство и транспортировку ( а если нужно, то и охрану) такого количества газа супертанкерами, которое они сочтут нужным. Никаких технических проблем для США и ее союзников в этом нет. Нам, россиянам, жителям континентальной Евразии, очень трудно понять, что могут быстро и при этом  хорошо сделать для перевалки огромного количества груза морем именно морские державы, прежде всего США. Это факт, который не стоит забывать строителям газовых потоков по морскому дну. Газовые потоки по дну морскому нужны, пока они нужны потребителю как более надежный способ транспортировки газа минуя не очень надежные маршруты через страны-транзитеры: Украину, Польшу и даже Белоруссию.  Но бурный рост СПГ перевозок морем наглядно демонстрирует что подобное – транспортировка трубопроводом - не будет оставаться навсегда. Об этом не следует забывать.

 

Сколько же газа сможет принимать всего один супертерминал СПГ  South Hook ? После запуска на полную мощность в первом квартале 2010 года этот терминал сможет принимать ежегодно 15,6 миллионов тонн СПГ или, после регазификации, – 21 миллиард кубометров природного газа, которые будут закачиваться с терминала в Национальную газораспределительную Сеть. И это составит 20% от ВСЕЙ потребности Великобритании в природном газе.

                                                     

                            Маршруты поставок газа в Великобританию. Из шести маршрутов три принадлежат СПГ (LNG) 

                           После истощения газовых месторождений в Северном море основные  места добычи газа будут находиться на                                расстоянии около 5000 километров от островного государства Great Britain. Поэтому так важен терминал                                        Milford Haven LNG ( крайний слева на карте).

 

Здесь есть о чем призадуматься. И Газпрому и тем, кто определяет экспортно-сырьевую модель российской экономики. Какими будут завтра, и тем более послезавтра, цены на газ в Европе при массированных поставках дешевого СПГ из самых разных стран – Катара, Алжира и других  газодобывающих стран? Конечно, у нас есть, как альтернативный вариант экспортных маршрутов, «вечно голодный» к энергоресурсам соседний Китай. Но Китай всегда очень жестко торгуется и продать ему «по европейской цене» газ вряд ли удастся. А если трубопроводы, ведущие на Запад будут загружены лишь частично, то какой будет цена газа? И для Запада и для Востока?

 

Все эти вопросы очень непросты. Но ясно одно: необходимо форсированными темпами развивать производство СПГ в России и необходимо сделать прорыв в новых способах транспортировки газа, причем, не обязательно для экспорта. Конечно, можно по прежнему качать газ по трубе, брать за прокачку газа дополнительные хорошие деньги  и при этом рассчитывать на то что это «вечный бизнес». Но ничего вечного нет. Включая способы транспортировки газа. Со всеми вытекающими из этого чисто экономическими и сугубо политическими следствиями, как для Газпрома, так  и для российского государства, для его внешнеэкономической политики, для реальной роли России в  мировой политике. Частный пример строительства супертерминалов СПГ и супертанкеров СПГ наглядно свидетельствует о том. что у «евроатлантистов» есть хорошо продуманная и уже технически реализуемая стратегия в отношении «энергетической зависимости Европы от России». Что, как минимум, ослабляет позиции России в Европе, а как максимум, делает Россию «не очень нужной» для Европы. А это является подтверждением того, что в новых исторических условиях старые цели создания НАТО остаются неизменными. А именно : «To keep America in, Germany down and Russia out”. То есть «Держать Америку в Европе, Россию – за пределами Европы, а Германию держать в подчиненном состоянии».

 

Изменились ли эти цели с 1949 года, когда было создана  НАТО? Очень сомнительно, что они реально изменились. Возможно, это была одна из причин того, что именно Германия была заинтересована в прокладке газопровода по дну Балтийского моря от российского до германского терминала. А малые сателлиты США  всячески сопротивлялись этому, несмотря на экономические интересы гегемона европейской экономики – Германии. Потому, что в трубопроводном «флаконе» на дне морском тоже есть и экономика, и политика, причем политики даже больше. Потому что и США с Великобританией, и зажатые между Россией и Германией малые сателлиты США в Восточной Европе, каждая группа этих стран, по своим собственным причинам, категорически не желают укрепления российско-германского континентального партнерства.

Как бы не критиковала российская оппозиция премьера Путина и какими бы реальными интересами не диктовались его личные усилия по достижению договоренности о прокладке газопровода из России в Германию минуя любые страны - транзитеры, этот подводный газопровод в интересах росийского государства, ибо он способствует большей привязки германской экономики к российской и тем самым вносит вклад в отрицание принципа "To keep Russia out" - "Держать Россию ВНЕ Европы".  А, возможно, он будет способствовать и более тесному партнерству России и Германии, чего всегда опасались и чему очень сильно противодействовали морские державы - США и Великобритания. Не говоря уже о лимитрофных государствах, восточноевропейских сателлитах США.

                             

                             Путин с эмиром Катара во время официального визита в Катар 12 февраля 2007 года.

                           Руководителям двух крупнейших газодобывающих стран есть о чем поговрить. Или договориться.

                           ( Фото с сайта www.kremlin.ru. )

 

Такая политика недопущения российско-германского партнерства и такие страхи не новы – им не менее ста лет. Но они продолжают сказываться на всем. Включая способы и маршруты транспортировки газа из России и из других стран, по дну морскому и по волнам морским. Из чего следует, что в маршрутах и в способах транспортировки российского газа не должно быть перекосов в какую-либо сторону, их выбор должен быть прагматическим, но он всегда должен делаться не только исходя из сиюминутных прагматических интересов, но и с позиций перспектив в обозримом будущем. Именно так поступают «евроатлантисты», стратегически планируя свое будущее и  строя для этого будущего новые супертерминалы СПГ и новые супертанкеры СПГ. И хотя строят всё это частные крупные корпорации, нам не надо далеко ходить за примерами тесной связи сверхкрупного частного бизнеса и государственной власти. Пример подобной деловой связи у «евроатлантистов» отличается лишь тем, что  у них  интересы крупных корпораций совпадают с государственными интересами, иллюстрацией чего может служить строительство  нового супертерминала СПГ  South Hook на западном побережье Великобритании.

     

      Схематический рисунок метановоза на 210 тыс. кубометров СПГ, супертанкера D- Flex с двойным бортом.

Всего сегодня в мире насчитывается 136 танкеров-метановозов, которые перевозят по морю 120 млн. метрических тонн СПГ в любую точку земного шара. Новые метановозы строятся многими странами.  ОАО «Газпром» также планирует строительство двух метановозов на Северной верфи Санкт-Питербурга совместно с южнокорейской Samsung Heavy Industries. Позднее для обслуживания

десяти газодобывающих платформ на шельфовых газовых месторождениях в арктических морях планируется  построить или заказать около 80 метановозов.

         

      Шейх Катара  Mozah Bint Nasser Al-Missned  со второй женой ( из трех)  на одной из церемоний, связанных с                    открытием первой очереди СПГ терминала. 

(Примечательно, что шейх одет как подобает ему одеваться "по должности", но его жена без паранджи и весьма прилично одета по европейским понятиям, хотя темный цвет одежды и обязательный головной платок пристутствут на жене-мусульманке)))

Мадам не случайно сфотографирована с британскими школьниками: она имет статус спецпредставителя ЮНЕСКО по вопросам среднего и высшего образования.

  1 декабря 2009 года  

                                                                  ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

 

 

 

         

                                                                                 


 
Hosted by uCoz