С  Т  Р  О  Е  В  -  С  Т  А  Т  Ь  И
           Российская экономика и глобальный кризис  

                                       30 марта  2009 года

                                                                                                                

                           

                                                                                                                                                                                                                                                   Сергей В. Строев

                                                                                                   Вместо эпиграфа

                                                                " Зато мы делаем ракеты. Перекрываем Енисей. 

                                                                 А также в области балета мы впереди планеты всей"

                                                                                          ( Бардовская песня советских лет)

                "Позади планеты всей"   

                                Этой публикацией автор начинает некогда обещанное изменение формата своих публикаций - переход от публикаций национально-патриотической и государственнической  тематики к публикациям на иные темы, включая  социально-экономические  и даже научно-технические проблемы, но с учетом социально-экономического фактора. Первая публикация есть некий отчет о посещенной автором научной конференции по техническим газам, но в рамках "газовой тематики" в этой публикации поднимаются некоторые  вопросы, затрагивающие в своих выводах некоторые аспекты функционирования, якобы, рыночной экономики России. Правда, эти "выводы" сами выведены за рамки публикации, но к ним читатель может прийти вполне самостоятельно. Например, к выводам о том, кому реально служит российская  экономика и почему в рамках "сложившегося статуса-кво" Россия рискует, а зачастую и уже оказалась "позади планеты всей".

 Так как (предположительно) моего читателя интересует на этом сайте прежде всего "политика", я выделил  всё "околополитическое" и самое важное в этом тексте темно-голубым цветом.  Всё что написано черным шрифтом в этом тексте - относится к научно-технической проблематике.

                                                                         *  *   *   *    *

     

                 Международная научная конференция                                                   «Промышленные газы»

 

11 марта 2009 года в Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана состоялась международная научная конференция «Промышленные газы».  Участники конференции из России, Украины, Чехии и Словакии представили и обсудили более десяти научных и научно-практических докладов, посвященным широкому кругу вопросов исследования свойств и практического применения технических газов в самых различных отраслях – от  промышленности, транспорта, космической отрасли до медицины и спорта. В докладах, в основном, речь шла о редких газах ( гелии, неоне, ксеноне  и других), а также о газах, имеющих отношение к энергетике – о водороде и сжиженном природном газе - метане. 

 Сопредседатель конференции доктор Вацлав Хрз, Чешская республика, представитель крупной транснациональной  компании Chart Ferox, специализирующейся на производстве газового оборудования и транспортных средств для сжиженного природного газа, представил на русском языке два очень интересных доклада: «Роль СПГ в составе энергетических ресурсов» и «Экономический анализ снабжения малых потребителей сжиженными техническими газами».  

Сжиженный газ исторически используется  прежде всего как  удобный способ его транспортировки с месторождений на шельфе, откуда невозможно проложить магистральный газопровод. Именно так транспортируется газ с норвежского шельфа. Современные технологии  создания криогенных емкостей большого объема позволяют  длительно хранить  сжиженный при сверхнизких температурах газ в бездренажном режиме - то есть без стравливания испарившегося в хранилище криогеного газа в атмосферу. Причем хранить СПГ можно в таких объемах, которые  позволяют обеспечивать энергией, например, сталелитейный завод, построенный на морском берегу в Норвегии, либо  использовать запасы сжиженного газа для  будущих периодов пиковых нагрузок электростанций. Например, во время зимнего резкого понижения температуры воздуха. СПГ также очень удобен для развития газоснабжения и газоторговли на новых негазифицированных рынках. СПГ в этом случае завозится на  газохранилища – аналог газораспределительных станций- откуда он затем развозится криогенным автотранспортом до конечных потребителей.

 
Проблеме транспортировки СПГ автотранспортом уделялась особое внимание в обоих докладах д-ра Хрза, компания которого имеет большой опыт подобной доставки газа. В докладе было показано, что  при определенных условиях экономически более выгодно транспортировать СПГ в криогенных цистернах ( автомобильных полуприцепах или даже в автопоездах  до трех цистерн большого объема в каждом автопоезде) нежели строить традиционный газопровод  от газораспределительного пункта или от производителя до конечных потребителей газа. Зачастую это выгоднее,  даже если нет каких-либо препятствий для строительства газопровода.  Но чаще всего такие проблемы есть. Это и рельеф местности и  проблемы землеотвода  на территориях, являющихся частной собственностью и многие другие.

 
Из доклада д-ра Хрза  и на примерах, в основном Польши, следовало, что при определенном уровне потребления газа на расстоянии до 200 километров гораздо выгоднее перевозить СПГ автотранспортом, чем строить ответвление от существующего газопровода. В то же время д-р Хрз показал весьма впечатляющие фотографии двигающейся по пустыне автоколонны из более чем 50 криогенных полуприцепов, , которые перевозят СПГ в Китае из пустыни Гоби  в промышленный район на юго-восточном побережье Китая на расстояние 4400 километров. Рассмотрев различные варианты транспортировки газа по этому маршруту китайцы предпочли не строить газопровод, а закупив большое количество криогенных полуприцепов стали перевозить СПГ именно автотранспортом,  несмотря на очень большое расстояние, которое, казалось бы, требует обязательной прокладки магистрального газопровода.

 Во втором докладе д-ра Хрза также основное внимание было уделено проблемам доставки газа, но не крупным, а малым его потребителям. Из доклада явствует, что для обеспечения газом малых потребителей возможен как достаточно традиционный способ доставки газа в малых криогенных сосудах с  заменой пустых баллонов на полные, так и более ьэффективный  метод газоснабжения  – с заправкой сжиженным газом баллонов, находящихся у потребителей, с помощью автомобильного газозаправщика, оснащенного погружным криогенным насосом высокой производительности. Последняя технология позволяет дозаправлять имеющиеся баллоны до их полной выработки ибо учитывается только залитый новый газ, независимо от того сколько его оставалось в баллоне до его дозаправки. Это позволяет потребителю не иметь про запас большое количество дорогостоящих криогенных емкостей для СПГ, а поставщик имеет возможность в течении одного рейса заправить газом несколько потребителей.  Применение этой схемы стало возможным также в результате внедрения нового поколения криогенных емкостей для длительного хранения СПГ без его дренажа – то есть без потерь газа от его испарения в результате  естественного согревания  в низкотемпературном  сосуде от воздействия температуры окружающей среды.

 
Выступавший на конференции практически последним,  д-р Хрз особо отметил высокий научный уровень  представленных на ней докладов, что,  по его словам, выгодно отличает формат этой конференции от многих других специализированных форумов  по газовой тематике, где  основное внимание уделяется чисто коммерческим вопросам.


С этим согласился в своем заключительном слове и  председательствующий на конференции и ее научный руководитель – заведующий кафедрой Э-4 МГТУ им. Р.Э. Баумана, профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники, лауреат государственных премий СССР и России Алексей Михайлович Архаров, который высказал уверенность в том, что российская газовая наука не погибла и активное участие в конференции молодых русских ученых, аспирантов и даже студентов старшекурсников служат тому наглядным доказательством.

 
 Научно-практический интерес представлял и второй доклад  по тематике использования  природного газа «Технология производства легкого газового конденсата в условиях промыслов». Он был представлен от ОАО «Краснодаркрайгаз» и был посвящен проблеме  утилизации  газового конденсата в условиях истощения газового месторождения и низкого дебита газовых скважин. Цель, которую ставили перед собой разработчики технологии утилизации легкого газового конденсата была весьма скромной, хотя и важной для самого газодобывающего предприятия, а именно  - обеспечить (в результате ректификации газового конденсата)  моторным топливом собственные нужды и не  прибегать к  закупкам дорогостоящего топлива на стороне. В докладе рассматривались несколько вариантов малотоннажных установок ректификации газового конденсата, их плюсы и минусы.  

 

Проблема максимальной утилизации  «остатков от газодобычи» весьма важна  не только для Юга России, где промышленная добыча природного газа практически завершается, но она актуальна в обозримом будущем и для других газовых провинций, где  старые, разведанные еще во времена СССР, газовые ( и нефтяные) месторождения интенсивно вырабатываются, а прирост запасов  новых разведанных месторождений  упал в 2008 году до отметки ниже 50% от уровня текущей добычи , в то время как в СССР, где в геологоразведку инвестировались значительно большие средства,  этот коэффициент «добыча- прирост запасов» превышал 100%.  Иными словами,  потенциал газодобычи в России при сложившейся   «в годы реформ» практике истощается, причем  истощается он весьма быстрыми темпами. С учетом необходимости выполнения уже подписанных долгосрочных контрактов на экспорт газа в Европу и в другие страны, подобное положение  в газодобыче и, особенно,  перспективы этой газодобычи  на обозримое будущее,  объективно стимулируют проведение такой газовой политики  в отношении отечественных потребителей газа, чтобы последние, как минимум,  не  увеличивали бы свои заявки на квоты  на поставки газа, а еще лучше, чтобы российские потребители газа  под правильным лозунгом об энергосбережении и повышении эффективности энергопотребления вообще  бы сократили свое  потребление газа внутри России.

 
Этого можно достичь различными путями. В том числе посредством  резкого повышения цен  на газ для российских потребителей до «европейского уровня», а также путем искусственного сдерживания  развития таких отраслей, которые могли бы стать новыми потребителями газа внутри России. Например, торможением развития той части новой газомоторной отрасли, которая  ориентирована на использование не попутного нефтяного газа (пропана-бутана, который добывается  или сжигается в факелах нефтяными компаниями), а метана – природного газа в его двух  ипостасях как моторного топлива – в виде компримированного природного газа и в виде сжиженного природного газа. Именно такими обстоятельствами можно объяснить необъяснимое – почему «новая рыночная Россия», которая в эпоху СССР была передовой страной в области использования газомоторного топлива, сегодня безнадежно и всё больше отстает в использовании газомоторного топлива от зарубежных стран. Причем отстает она уже не только от развитых западных стран , но  и от азиатских и даже латиноамериканских государств.

 

 Почему в «рыночной экономики» России не приживается более дешевое (рыночно эффективное)  газомоторное топливо – компримированный природный газ, в потреблении которого автотранспортом на первое место  в мире сегодня  вышел весьма бедный Пакистан?  В чем причина? Мы богаче Пакистана и Индии, где запущены широкомасштабные программы перевода автотранспорта на газомоторное топливо? Или мы богаче Германии и США, где государство принимает специальные государственные программы стимулирование газомоторной отрасли и в их рамках  выделяет десятки миллиардов долларов и евро для перевода своего автотранспорта на газомоторное топливо?  ( По «Плану Обамы» в США для стимулирования газомоторной отрасли выделяется свыше 15 миллирдов долларов). Или всё аки наша экономика совсем не рыночная, а предельно монополизированная ? Особенно в сфере газодобычи и фактического распределения газа по квотам. Может  это и есть главная причина нашего отставания  в газомоторной отрасли ( и не только  ней)  «от планеты всей» ?

 

Сложившееся  в России сегодня статус-кво в сфере газоразведки, газодобычи и газопотребления  требует системных изменений,  ибо это статус-кво, очень выгодное сегодня для крупнейших частных акционеров эксклюзивной компании –экспортера, становится угрозой для энергетической безопасности страны. И для безопасности страны в целом. Оно тормозит развитие всей отечественной экономики, ориентированной на внутренний рынок. Тормозит развитие промышленности. Тормозит развитие энергоэффективной и экологически чистой газомоторной отрасли.  Это положение невозможно изменить «отдельными улучшениями». К таким можно отнести, например, газпромовскую программу строительства 12 новых газозаправочных станций в год на территории от Балтики до Тихого океана. Необходима смена всей парадигмы в сфере добычи и потребления российских энергоресурсов.  Необходим уход от  формулы «прогресс в экспорте и в бюджетных поступлениях от экспорта  в обмен на регресс промышленности внутри страны». Нам необходим уход от таких ложных дилемм, в числе которых мы можем также вспомнить и приснопамятную дилемму ельцинского периода – «Коррупция в обмен на демократию». Нам необходим уход от формирования значительной части бюджетных поступлений страны за счет экспорта энергоносителей в ущерб развитию отечественного производства и в конечном итоге  в ущерб налоговым бюджетным поступлениям от своих, от внутренних отечественных производителей – как промышленных, так и сельскохозяйственных. Некоторому  ослаблению удавки экспорта энергоносителей могла бы, в частности,  способствовать и такая мера, как поставка на экспорт продуктов переработки сырья. В том числе и  природного газа, который является  не только  энергоносителем, но ценным сырьем для многих отраслей промышленности.

 

О том, что России пора переходить от экспорта не возобновляемых ресурсов углеводородов к  продажам на мировом рынке высокотехнологичных  редких газов  с высокой добавленной стоимостью говорилось в докладе «Формирование гелиевого центра мирового значения в восточных районах Российской Федерации». ( Гелий в промышленных масштабах добывается из того же природного газа, в состав которого входит в основном метан, а также примеси других технических газов, в том числе и гелий).  В докладе исследовался высокий потенциал, в том числе экспортный потенциал,  для развития гелиевой отрасли в России, отмечалась настоятельная необходимость Государственной программы развития этой отрасли. Во время обсуждения этого доклада был поднят вопрос о целесообразности комплексного использования  газовых месторождений – и для  производства гелия, отделяемого от природного газа, и для строительства заводов по производству СПГ на этом же месте. Докладчик согласился с такой постановкой вопроса. Фактически эти же акценты о необходимости государственной поддержки ставились, применительно к аэрокосмической отрасли,  в докладе «Опыт создания и эксплуатации промышленного производства жидкого водорода».

 

В научном докладе молодых русских ученых на, казалось бы, очень узкую специализированную тему «Исследование равновесной абсорбции инертных газов в водно-эмульсионных растворах в зависимости от их жирности» был отмечен очень интересный физиологический и даже медицинский феномен – высокие анестизирующие свойства инертного газа ксенона, растворенного в жирной среде (в том числе в пищевых продуктах -  молоке, сметане). В докладе особо отмечалось, что природа воздействия на организм инертного ( то есть не входящего ни в какие химические реакции) газа ксенона пока не выявлена, но применение его в качестве анестезирующего средства не дает эффекта привыкания и, что представляет особый интерес, позволяет лечить наркоманию без  «наркотической ломки», причем,  co стойким последующим эффектом отвыкания  больного наркоманией от наркотиков, включая такие «тяжелые» наркотики  как героин.

 

Подобное сочетание высокого научного уровня докладов  с выходом на практическое применение результатов исследований  сделало прошедшую конференцию заметным событием в мире российской науки и техники. Оргкомитет конференции принял решение проводить ее ежегодно весной или в начале лета.

Послесловие.

В результате проводимой за "годы реформ" политики мы уже давно не "перекрываем Енисей". С угнетающей постоянностью при запуске с подводных лодок падает в море или "промахивается" на сотни километров пресловутая "Булава", которую почему-то отдали на подряд в "контору", которая всегда делала ракеты только сухопутного базирования и никогда не делала ракет морского базирования. ( Опять "корупция взамен демократии" при выборе господрядчика ? ) Следовательно и в области ракетостроения мы не "впереди планеты всей". Ибо нельзя разрушив свою промышленность, сохранить при этом ракетостроение. Хотя  ракеты с ядерными боеголовками - это единственное что пока осталось от  ядерного щита Родины. Еще несколько лет и  вместо "Щита" у нас останется устаревшее shit ( дерьмо).

В то время, как Китай, развернувший в условиях кризиса свое производство на внутренний рынок и отдавший ОТЕЧЕСТВЕННОМУ китайскому произволителю более 500 миллиардов долларов на развитие этого внутреннего рынка, рапортует сегодня о сохранениии 10% ежегодного роста своей экономики ( и это в условиях кризиса ! ) , российскик власти в это же время дают сотни миллиардов долларов "своим" банковским и иным олигархическим структурам, а те немедленно конвертируют эти миллиарды в доллары и выводят за границу ( в том числе и для погашених ИХ долгов за НАШ, российских налогоплательщиков, счет) и поэтому кризис в России углубляется и конца этому падению не видно.

В приведенной выше научно-технической публикации говорится о том, что искусственно тормозится развитие газомоторной отрасли России с тем, чтобы не давать ей дополнительного газа, которого уже не хватает "на всех".  Ведь большую часть газа "который пока есть" можно продать за рубеж и оставить там же львиную долю экспортной выручки. Это очень выгодно крупнейшим частным акционерам газовой монополии. НИКОГДА сами они от такого выгодного для них распоряжения российским газом не откажутся. Их можно только ЗАСТАВИТЬ сделать это. Но для этого нужна смена всей парадигмы. Прчем не только в "газоразведке, газодобыче и газопотреблении", как о том пишется выше, но и смены всей парадигмы в отношении распределения и распоряжения собственностью,  украденной у народа России в эпоху "большого хапка" - во время афёрных залоговых аукционов и "большой приватизации" как таковой. Без смены этой парадигмы мы гарантированно останемся "позади планеты всей". А в условиях предстоящей неизбежной борьбы за сырьевые ресурсы, в наступающую эпоху новых переделов мира, подобный путь - это путь к национальной катастрофе. Иностранцы смогут у нас ВСЁ ОТОБРАТЬ ( "интернационализировать как общее достояние человечества"). Причем отберут и у олигархов, которым сегодня фактически принадлежат сырьевые, экспортные отрасли. Но им могут кое-что оставить как  туземным "смотрящим" за этими ресурсами, Мы же этим иностранцам совершенно не нужны. Мы просто лишние рты,  которые желательно не кормить. Кроме тех кто будет работать на добыче сырья. Но и добытчиков сырья дешевле завозить из Азии. Зачем кормить русских ? Вот к чему ведет нас сохранение "существующей парадигмы". А ситуация в газовой отрасли - это лишь иллюстрация. Хотя и весьма показательная. Хотя бы для тех, кто желает видеть истинное положение дел в российской экономике в условиях глобального экономического кризиса.

О том насколько могущественнно газовое лобби и насколько оно не заинтересовано в увеличении поставок газа на внутренний рынок, свидетельствует один московский пример.
Москвичи привыкли считать что в своей вотчине - Москве -  "Лужок - всесилен". Возможно, это так и есть, если речь идет о подконтрольных ему делах и структурах. Но в отношении газового монополиста - "ГАЗПРОМА"  всемогущий мэр Москвы Ю.М.Лужков вообще ничего не может. Чего не может ?  Ничего !

В 2005 году Постановлением Правительства Москвы в порядке эксперимента часть муниципального автобусного парка стали переводить на сжатый до давления в 200 атмосфер (компримированный) газ в качестве моторного топлива. Москва выделила из своего бюджета деньги и определило парк для этого эксперимента - 11-й  автобусный парк в Северном округе ибо он стоит фактически на газопроводе. После множества проблем ( например, купили газовое оборудование венгерской фирмы "Икарус", а она обанкротилась и оставила покупателей без сервиса и запчсастей) всё же к 2008 году около 60 автобусов парка работали уже на газе. Что дало автопарку ( а фактически бюджету Москвы)  в 2008 году экономию на стоимости топлива в сумме свыше 500 тыс. долларов США.  Убедившись в выгодности этого мероприятия парк заказал новые газовые автобусы уже отечественного производства - Ликинского завода - с тем чтобы довести долю газомоторных автобусов до 50% всех автобусов автопарка.  Но еще более обострилась проблема с заправкой газом. Муниципальным транспортникам заявили, что они могут покупать по государственно регулируемой цене только свою старую квоту - около 3 млн. кубометров. А требуемые для расширения парка еще 3 миллиона кубометров газа муниципалы должны покупать по рыночной цене. И это при том, что существует Постановление Правительства России от 1994 года, подписанное, кажется, самим Ельциным, о том, что стоимость газомоторного топлива не должна превышать 50% от стоимости самого дешевого бензина - тогда АИ-76, а сегодня это АИ-80. Это постановление, одно из немногих, что оставил в добрую память о себе Ельцин, до сих пор не отменено. Это действующий нормативный акт. Но для "Газпрома" закон не писан. Он говорит - покупайте газ сверх старой квоты по рыночной цене ( ее размер не известен, так как внутренние цены на газ - предмет госрегулирования). Не хотите ( не выгодно) - не покупайте!  И всё ! Ни закон, ни всемогущий Лужков ничего не могут поделать против "могущественных акционеров Газпрома"!  Интересно всё таки, какой именно УРОВЕНЬ могущества должен быть у этих акционеров ? Чтобы так безнаказанно саботировать действующее законодательство, чтобы абсолютно не считаться с Лужковым в его подопечном городе, причем в вопросе не вызывающем сомнения - дать такое топливо муниципальному транспорту, которое не только дешевле, но и главное - оно существенно улучшило бы экологическую обстановку в задыхающейся от смога Москве.  Имеенно по экологическим причинам в странах Запада переводят авторанспорт на газомоторное топливо. В то время как для азиатских стран главным стимулом является его относитеьная дешевизна. Газомоторное топливо ВЕЗДЕ дешевле  бензина и дизельного топлива. Но, видимо, "ГАЗПРОМ" желает быть "впереди планеты всей" только в одном вопросе - выровнять цены на газовое и на традиционное топливо, что само по себе снимет вопрос о переходе на газ.
 Кстати, газовую заправочную станцию для  11-го автопарка газовики , естественно, не позволили  построить на его территории - не выделили для нее квот на газ. Для заправки газом автобусы сегодня выезжают на заправки ГАЗПРОМА на МКАД, где этот муниципальный автотранспорт различными способами хронически недозаправляют до требуемого давления в 200 атмосфер, хотя автопарк платит как за полную заправку.

 Читатель может догадаться какой именно УРОВЕНЬ нужен для того , чтобы безнаказанно творить подобное в "лужковской Москве". Что же говорить тогда об остальной России !


 
И самое последнее в этой публикации.  Мировой экономический кризис капиталистического производства - это в своей основе всё таки кризис перепроизводства (товаров, капиталов и т.п.). Но у нас в России колоссальное НЕДОПРОИЗВОДСТВО в самых различных отраслях. Прежде всего недопроизводство в СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ. Мы опасно зависимы от иностранного продовольствия.  Только решение этой задачи - накормить свое население своими продуктами - может вытянуть (стимулировать развитие) многих отраслей отечественной промышленности. Ведь сельхохтехника советских времен изношена на 80-90%. Для ее замены нужен подъем машиностроения, нужен металл, на который упал спрос за рубежом. В советское время строительство только одного крупного производства -ВАЗа - резко потянуло за собой развитие в целом ряде отраслей, по всей производственной цепочке смежников. Возрождение целой отрасли - сельского хозяйства потянет за собой еще большее количество смежных отраслей. Но кому это нужно?  Финансистам-спекулянтам? Оно им не нужно. Сырьевикам- экспортерам ? Оно им тоже не нужно. А кто у нас  во власти определяет государственные приоритеты?  Не они ли ?  "Вот и ответ", как говорил Гамлет в своем очень известном монологе.  Хотя вопрос для русской нации и других народов России сегодня стоит именно так, как его начинает Гамлет в своем монологе: "Быть или не быть?" В условиях мирового кризиса вопрос перед Россией стоит именно так и никак иначе.

                                      ТЕМАТИЧЕСКАЯ  ФОТОГАЛЕРЕЯ

                       
         Президент Д.А. Медведев на открытие первого в России завода СПГ на Сахалине
         18 марта 2009 года.
 ( Завод этот строили иностранцы, но потом половину акций у них  отобрали в пользу "Газпрома" за "экологические нарушения".  Что было правильно сделано, ибо первоначальные условия договора о "разделе продукции" были кабальными для российской стороны. Хотя и "восстановление справедливости" совершилось как бы "не по праву". Продукция этого завода будет в основном экспортироваться за рубеж кораблями-метановозами).

                   
                   Медведев и высокие иностранные гости на фоне                               метановоза
        
                   

                   Глава "Газпрома" и иностранцы символически                                 пускают завод в эксплуатацию
 

                                                       

                                          Премьер- министр Японии : "Русский сжиженный газ - карасо ! "

                                           

                                           Станция сжиженного природного газа в Калифорнии. 

                                            Заправляет 200 муниципальных мусоровозов.

                       

                                             

                                             Прибрежная "сателлитная станция СПГ в Норвегии. Обеспечивает газом   металлургический алюминиевый завод. 

Справа - судно-газовоз для СПГ.

                                             

             Полуприцеп на 56 000 литров СПГ для перевозки газа в Норвегии.

              Российские производители сегодня не могут создать и вполовину меньший по                       объему перевозимого газа трейлер. Безнадежно отстали.

                                                                                   
                           

                                                            Головной офис дочерней компании "Газпрома"

                                            
                                                         Русская деревня в Саратовской области.
                                           После 10 лет путинского нефтегазового процветания
                                                  ( Фото из журнала "Русский Репортер")

                     



                                                                          ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА



 




Hosted by uCoz