О  КВАСНОМ  ПАТРИОТИЗМЕ

 

По всей видимости, в России уже в недалеком будущем ныне проводимый властями либерально-космополитический курс будет недвусмысленно сменен на  Новый Курс - « националистический», а  точнее – на национально-ориентированный  курс российского патриотизма, а позднее, возможно,  и «просвещенного русского национализма».  Этот процесс уже начался и мы можем видеть его проявления на самых разных уровнях –от обращенной то ли к мировой элите, то ли к собственному электорату «мюнхенской речи» Путина до нарочитой, публичной демонстрации своего патриотизма абсолютно аполитичными попсовыми российскими певичками, получившими третье место на Евровидении за песенку, никакого отношения не имевшей к российскому патриотизму. Исполнительницы непристойной песенки, в которой они приглашали мальчика «посетить одно место, где он еще не бывал», почему-то сочли нужным на церемонии награждения оборачиваться в российский флаг и выкрикивать «русско-фашистский» клич «Слава России!». Невольно вспоминаются строки из «Гамлета»: «Что он Гекубе, что ему Гекуба?..» В это же время серебряный призер этого же конкурса -  Верка Сердючка, яростно оправдывался от обвинений в том, что он, якобы, в своей также абсурдной песенке, пропел на конкурсе слова  «Раша Гудбай!» (Russia goodbuy!).  Лже-трансвестит, гражданин Украины Андрей Данилко утверждал, что телезрители его «просто не так расслышали», мол,  он просто не мог произнести такие слова как «Прощай, Россия!» С чего бы взялась такая забота украинского артиста о национальных чувствах москалей?

 

 Видимо,  необходимость подобного патриотического или, как минимум, политкорректного отношения к  России сегодня уже имеет и ощутимое финансовое измерение. Российский патриотизм становится модным и в силу этого экономически выгодным для шоу-бизнеса, для рекламы, для тех, кто работает на массовую аудиторию. Телевизионная реклама недавно выдала абсолютно неполиткорректный по отношению к американцам ролик, в  котором некий молодой папа сначала является к своим детям в виде монстра с бутылкой американской газировки, а потом превращается в симпатичного молодого человека типично русской внешности и призывает покончить с КОЛАНИЗАЦИЕЙ и пить русский квас. Если такой, совершенно немыслимый еще год назад телевизионный ролик появился и был показан массовой аудитории сегодня, то это означает только одно – это становится экономически выгодно. Наш российский бизнес скорее удавится, чем даст деньги на что-то не дающее высокой прибыли.

 

В этом эпизоде с «коланизацией» и квасным патриотизмом есть еще одна сторона. Рекламодатели и производители рекламы всегда держат нос по ветру и никогда не станут выдавать рекламный продукт, хоть чем-то задевающий интересы российских властей,  ибо это опасно для бизнеса. В данном случае рекламодателям было ясно, что за это, за обиженных американских патриотов Кока-Колы, никаких негативных последствий для бизнеса со стороны российских властей не будет. Уже можно…

 

Иной читатель возразит: мол, всё это не имеет отношения к истинному патриотизму – любви к Отечеству. В чем-то такой читатель, безусловно, прав. Но не вполне. Даже такой бизнес- патриотизм  явление положительное для национальных интересов. Ведь он не возникает на пустом месте. Его не было 15 лет назад, когда идеализировалось всё заграничное. Сегодня же на патриотизм есть массовый и, что очень важно, платежеспособный спрос. Бизнес, как может, пытается удовлетворить этот спрос, а  его предложения по удовлетворению этого спроса  вызывают эффект появления моды, которая стимулирует дальнейшее увеличение спроса. Причем сегодня этот процесс способствует возникновению моды на российское, но отсюда до моды на русское всего один шаг, ибо даже сегодня это почти одно и то же.

 

Мода на патриотизм и бизнес на этой моде - явление пока новое для нашей страны. Но не для США, где непреходящая мода на патриотизм  является основой для целой индустрии. Только изготовление звездно-полосатых американских флагов – это серьезный бизнес с многомиллионными оборотами. Патриотизм органичен для великой нации и мы, российские граждане, включая миллионы абсолютно  аполитичных обывателей, начинаем принимать патриотизм на уровне массового общественного сознания. Мы, россияне, и прежде всего русские, начинаем вставать на тот же патриотический путь, по которому уже давно идут американцы и другие буржуазные нации и это одно из тех «подражаний тупым американцам», которое достойно одобрения. Даже если речь идет о «квасном патриотизме».

 

16 мая  2007 года.

 

P.S.

Всё что написано выше имеет некий налет безудержного оптимизма и даже бравады. Но у роста патриотических настроений граждан могут быть и другие причины, отнюдь не внушающие оптимизма и радости. У патриотизма как массового общественного явления , возможно, есть и некое общественно-природное начало. Мы до сих пор не знаем,  как коррелируют социальные и природные процессы. Почему такое социальное явление как война сопровождается природным феноменом – увеличением рождаемости мальчиков? Природа этого явления неясна, но сам феномен объективно существует и научно доказан.

 

В 30-х годах ХХ века  мир явно шел к  большой войне.  Это понимали все и массовый патриотизм советского народа, особенно молодежи, мог быть не только следствием военно-патриотической пропаганды власти. Он мог быть и проявлением некого природного инстинкта народа.

Россия сегодня, как и в предвоенное десятилетие ХХ века находится в одиночестве и в недружественном окружении. В мире вновь пахнет войной, а  в некоторых регионах эта война уже идет. Вновь Россия рассматривается как одна из наиболее лакомых территорий для грядущего передела мира в борьбе за сырье и энергоресурсы. Не связан ли рост нашего патриотизма и с этим?

( Статья написана во время госпитализации на две недели мая 2007 года )
Hosted by uCoz