"Нужно попытаться в законе максимально приблизить кандидата к избирателю", а нынешняя схема, наоборот, показывает "крайнюю форму отрыва", - уверен вице-спикер Госдумы Олег Морозов. Он и 60 других депутатов фракции ЕР во вторник внесли поправки в закон "О выборах", кардинально меняющие текст закона. Главу ЦИК Александра Вешнякова однажды спросили, что было бы с Думой, избирайся она в 2003 году по тому закону, что принимает в 2005-м? Он заметил, что в Думу прошли бы те же партии, но их представительство поменялось бы: например, у ЕР оно "значительно бы сократилось" (с 306 до 239, по данным ЦИК). В "Единой России" это услышали и поняли. Результатом стали 20 поправок Олега Морозова и еще 60 "единороссов". Не меняя концепции текста (выборы по партийным спискам с отменой одномандатных округов и 7%-ный барьер), поправки круто меняют его содержание. Морозов со товарищи предлагает убрать из закона принцип "1 регион - 1 партийный список". Регионы делятся: субъект федерации, где проживает больше 1,3 миллиона избирателей, может быть раскроен на округа, субъект с 3 и более миллионами жителей - должен. Знаменатель при делении: 650 тысяч человек. Новую нарезку осуществит ЦИК. Морозов пояснил, для чего надо делить регионы: "мы научились выигрывать в одномандатных округах" - это должно быть использовано. Если резко увеличить число региональных списков кандидатов, избиратель увидит своего, знакомого одномандатника (уже в партийном списке) и проголосует за него. Пусть не в прежнем одномандатном округе, а в "укрупненном". Депутаты предложили установить в законе нижнюю планку числа партсписков - 100 (в принятом тексте "четыре пятых от числа субъектов РФ"), верхнюю не устанавливать, но, по расчетам авторов, больше 158 списков быть не должно. Видимо, рассчитывают на такое число округов. "Дума представляет партии, а не регионы", - заявил вице-спикер. Другого мнения придерживаются в ЦИК. "Если мы хотим, чтобы в парламенте были представители регионов, мы должны оставить именно округа", - считает член ЦИК Елена Дубровина. "Когда хотят сделать помесь из разных избирательных систем, то есть региональных групп будет столько же, сколько одномандатных округов, - это в корне неверно". Думцы резко выступили против принятого в первом чтении принципа "уравниловки" списков: раз партия прошла в Думу - ее "первая тройка" и первые номера региональных списков получают мандаты, а остальные - уже делят мандаты по числу собранных голосов. Морозов предлагает ввести пропорциональное деление мандатов для всех участников, чтобы не возникло ситуации, когда отделение, набравшее 9%, и другое, давшее партии 60%, "награждались" одинаковым числом депутатов в Госдуме и теряли стимул к политборьбе. "Единую Россию" не устраивает еще одно: в случае немотивированного отказа "первого лица" регионального списка от мандата партия теряет мандат. На выборах-2003 несколько десятков губернаторов обеспечили победу спискам ЕР, отказавшись затем от депутатского мандата. Наиболее вероятен вариант, при котором отказ первого номера списка от думского кресла автоматически "сдвигает" список вниз на одну строку. • Михаил ВИНОГРАДОВ