О создании банка антикризисных мероприятий

О необходимости создания банка антикризисных мероприятий и предложений по укреплению экономики и социальной сферы России

 

В переживаемый сегодня кризисный период государству необходимо создание антикризисного банка мероприятий (предложений), способствующих существенной экономии бюджетных средств, сохраняющих или уменьшающих расходование средств из Стабилизационного фонда и бюджета страны. О создании такого банка предложений должно быть объявлено в СМИ, по центральным каналам телевидения, чтобы предприятия, НИИ, предприниматели, ученые, простые граждане могли вносить свои предложения минуя обычную процедуру их рассмотрения по всей вертикали органов государственного управления снизу до верха с неизбежной потерей как драгоценного времени, так и части самих предложений на многочисленных иерархических уровнях государственных управленческих структур.

 

Специально созданная, скажем, на базе Минэкономразвития, Чрезвычайная Экономическая Комиссия (ЧЭК), состоящая преимущественно из экспертов, должна оперативно рассматривать все предложения, выбирая из них те, которые по оценке экспертов наиболее реальны и дадут экономический либо социальный эффект. На основании предоставленных ей особых полномочий эта Комиссия должна, либо непосредственно внедрять предложения в жизнь, либо , в особо важных случаях, делать соответствующие представления главе правительства или непосредственно главе государства. Чрезвычайно важно обеспечить быстрое прохождение наиболее важных предложений через аппарат Правительства или Администрацию Президента. Докризисный метод прохождения законопредложений через механизмы Государственной Думы, которая годами могла рассматривать весьма неотложные для страны законопроекты, сегодня не отвечает требованиям времени. Необходимость прямого канала коммуникации между главой государства и гражданами – это требование времени. Интернет-сайт Президента Медведева – это первый и правильный шаг. Но его недостаточно.

 

Формат электронного письма – не более 10 тыс. знаков - не позволяет сделать развернутых предложений. Можно лишь кратко проиллюстрировать, что в России объективно есть дополнительные финансовые возможности для проведения антикризисных мер, есть реальные возможности для экономии бюджетных средств на сотни миллиардов рублей, есть возможности для главы государства осуществить «маневр» этими сэкономленными миллиардами рублей, которые уже заложены законодательными органами в расходные статьи бюджетов всех уровней.

 

Для начала приведем первое предложение

 

Перевод государственно-муниципального автотранспорта крупных городов России на газомоторное топливо (ГМТ) в количестве одного миллиона транспортных средств.

 

В России применяются два вида газомоторного топлива – СУГ - сжиженный углеводородный газ (смесь попутных нефтяных газов пропана и бутана) и – КПГ.- компримированный (сжатый) природный газ метан, производимый на автогазонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС). На СУГ работают более 400.000 автотранспортных средств, заправляющихся на 4.100 автогазозаправочных станциях (АГЗС). На КПГ работают 95.000 автотранспортных средств, заправляющихся на 221 АГНКС. При нынешних темпах перевода автотранспорта на КПГ –то есть по 15-25 тыс. ед. в год ( для примера – в Пакистане – на 200.000 ед. в год, в Бразилии и Аргентине – на 100 тыс.. в год) доля автотранспорта на КПГ в России составит к 2010 году 0.5%, а к 2020 году – 2,5% от общего парка автомобилей. Это очень низкий процент.

 

В России стоимость ГМТ значительно ниже (примерно вдвое) чем стоимость бензина или дизельного топлива. Разница в цене платы за топливо составляет в среднем 126.000 рублей в год на один «усредненный» автомобиль. Если перевести на КПГ только 1 млн. транспортных единиц государственного транспорта (а их в государстве много больше), то в бюджете по графе ГСМ останется неизрасходованных 126 млрд. рублей. Ввиду того, что у автотранспорта на ГМТ снижаются расходы на капитальный ремонт двигателя на 30-35% , а на смазочные масла – на 40-45%, то экономия получается еще больше. При переводе только одного миллиона транспортных единиц государственного транспорта на ГМТ ориентировочная сумма экономии бюджетных средств достигает более 150 млрд. руб. в год.

 

Попутно отметим, что перевод на ГМТ оздоровит экологическую ситуацию в задыхающихся от выхлопных газов крупных городах России.

 

Для обеспечения газом 1 млн. единиц автотранспортных средств понадобится построить (среднемировой уровень –695 автомобилей на 1 АГНКС) 1.439 АГНКС. Средняя стоимость АГНКС равна 14 млн. руб. Стоимость 1.439 АГНКС равняется 20, 146 млрд. руб. Средние затраты на переоборудование 10.000 автопарков для эксплуатации газомоторного транспорта равняются 20 миллиардам рублей – по 2 млн. рублей на 1 парк из 100 единиц. На переоборудование 1 млн. единиц автотранспорта необходимо затратить еще 20 млрд. рублей. Общие расходы на перевод 1 млн. автотранспортных средств на ГМТ составят 65,146 млрд. руб. Отечественные и зарубежные производители, а также недогруженный сегодня отечественный строительный комплекс в состоянии решить задачу строительства и оснащения оборудованием 1439 АГНКС в течении шести месяцев.

 

Для обеспечения транспорта КПГ потребуется отпуск на АГНКС от 9 до 12 млрд./м3 природного газа. Такое количество газа «Газпром » экономит из зимнего резерва, в случае теплой зимы, что происходит уже не первый год.

 

При выполнении программы перевода АТС на газомоторное топливо (ГМТ) появятся новые рабочие места - ориентировочно до 100.000 новых мест.

 

Возникает естественный вопрос – на какие финансовые средства может осуществляться эта Программа?

 

.Даже в самых тяжелых ситуациях в государственном бюджете аккумулируются средства на горюче-смазочные материалы (ГСМ) и на ремонт техники. Это громадные средства, исчисляемые сотнями миллиардов рублей. В качестве топлива выступают бензин, керосин, дизельное топливо. Деньги на ГСМ из бюджета спускаются вниз через десятки инстанций, пока превратятся в топливо в баках автотранспорта. На всех инстанциях происходят утечки денег, а на последнем участке невозможно учесть, сколько этого топлива реально сгорело в двигателях государственного транспорта.

 

Из сэкономленных в рамках предлагаемой Программы финансовых средств ( а это ежегодная экономия 150 миллиардов рублей) можно израсходовать необходимые 65,146 миллиардов рублей или одноразово, или разбив на 2-3 года. Эти деньги можно взять авансом из бюджетной статьи на жидкомоторное топливо.

 

О важности перевода автотранспорта на ГМТ свидетельствует недавно принятый Конгрессом США антикризисный Закон «О восстановлении экономики Америки и о реинвестициях» (The American Recovery and Reinvestment Act ), предусматривающий ассигнования в размере 790 миллиардов долларов для оживления американской экономики. 15 миллиардов долларов из этой суммы будут израсходованы для стимулирования газомоторной отрасли США. В том числе :

 

2,5 миллиардов долларов на различные программы развития газомоторной отрасли, демонстрации ее достижений, на внедренческие программы;

300 миллионов долларов выделяются федеральному правительству на приобретение газомоторных автомобилей:

300 миллионов долларов выделяется на различные программы замены дизельных школьных автобусов на экологически чистые автобусы на газомоторном и ином альтернативном топливе;

300 миллионов долларов выделяются на гранты для пилотных проектов перевода автомобилей на газомоторное топливо в рамках программы «Чистый город»;

8,4 миллиарда долларов выделяются на закупки новых муниципальных автобусов, включая газомоторные автобусы, а также для строительства инфраструктуры для них;

3,2 миллиарда доллара выделяются на гранты в сфере энергосбережения

 

России также необходима Государственная программа перевода автотранспорта на ГМТ

 

Еще одной антикризисной мерой должен стать перевод сельскохозяйственной техники России на ГМТ. Это даст экономию в 40-50 млрдублей, снизит себестоимость сельхозпродукции.

 

Потенциальный объем потребления природного газа в сельскохозяйственном секторе на 2009 год составляет 400 млн. м3/г. Это обеспечит экономию затрат на топливо в объеме 5,6 млрд. руб. Это деньги не бюджетные, но в стоимости сельхозпродукции топливо сегодня составляет 40–45%. Экономия на топливе позволит снизить стоимость продуктов, увеличить развитие сельского хозяйства. Сегодня сельское хозяйство России потребляет от 12 до 15% всего жидкомоторного топлива России, что оценивается примерно в 120– 150 млрд. рублей. Сельхозпредприятия могут за свой счет поставить газобаллонное оборудование, но строить АГНКС им почти не по силам, так как эти предприятия разобщены, не имеют такой консолидации финансов, как государство. Министерство сельского хозяйства могло бы им в этом помочь и они бы получили экономию на топливе в 40-50 млрд. рублей.

 

Огромную помощь в консолидации средств и в кредитовании перевода сельскохозяйственной техники на газомоторное топливо, на строительство сельских АГНКС может оказать «Россельхозбанк», если государство его обяжет сделать такую программу. Перевод государственного транспорта на ГМТ за счет бюджета включает в себя строительство АГНКС, но эти же станции будут обслуживать и сельскохозяйственный транспорт.

 

Объем письма – 9992 знаков с пробелами.

 

27.02.09


Автор: Экспертный доклад 

 

Hosted by uCoz